Сетования на то, что современные тенденции и западные деньги убили аутентичность корейских дорам, стали общим местом. Отдельной строкой идет тлетворное влияние пресловутой повестки, насаждающей в столь прежде целомудренных сериалах непотребство и разврат. Однако если мы повнимательнее посмотрим на дорамы старой волны, то обнаружим там не единичные примеры произведений, по широте взглядов готовые посоперничать с современными. С той разницей, что если в наши дни скорее всего это окажется дань повестке, то двадцать лет назад — ради сюжета и по велению души.
Один из таких примеров — дорама «Рисующий ветер»
Экранизация одноименного романа Ли Юн Мена о жизни знаменитого художника начала XIX века, творившего под псевдонимом Хэвон.
Юный художник Син Юн Бок наделен выдающимся талантом. Он поступает в академию живописи Тохвасо, а затем вместе со своим наставником, знаменитым мастером Ким Хон До (он же Тамвон), становится придворным художником. Оба они играют роль связующего звена между королем и его подданными, рисуя для его величества сценки из жизни простых людей Чосона. Искусство плотно переплетается с политикой: Юн Бок и Хон До должны будут, используя свое мастерство, расследовать дело о пропаже портрета отца короля, наследного принца Садо.
Все это время Юн Бок скрывает тайну, о которой известно немногим. На самом деле этот одаренный художник — женщина.
Предлагаю сразу разделаться со скукотой, а затем перейти к интересному.
Время от времени на экране будет возникать толпа бубнящих старикашек. Это самая скучная часть дорамы. Я сэкономлю вам время. Старикашки обсуждают две темы.
1. Бу-бу-бу, как бы нам извести Тамвона, бу-бу-бу, а то не дай бог он узнает, что мы сделали прошлым летом десять лет назад. (Спойлер: ничего хорошего.)
2. Если старикашки в компании красивой женщины в расцвете лет — вдовствующей королевы: бу-бу-бу, как бы нам поставить на место короля, чтобы он перестал поощрять нетрадиционное искусство и вообще не рыпался. Ну и извести Тамвона, как без этого, а то они с королем заодно.
В общем-то, это все. Старикашки и королева интригуют, чтобы извести главных героев и помешать королю осуществить его планы.
А теперь — к интересному.
Син Юн Бок и его «скандальное» творчество
Син Юн Бок прославился картинами в жанре бытовых зарисовок. В то время, как «приличным» художникам полагалось создавать изящные пейзажи с изображением гор, сосен и хризантем, Хэвон писал сценки из повседневной жизни, в том числе с любовными сюжетами на грани эротики.
Одной из главных тем его творчества было изображение женщин. Пристальное к ним внимание и тонкое понимание женской природы, вероятно, и навело автора романа на мысль, что Син Юн Бок и сам был женщиной.
В самом деле, дошедшая до наших дней информация о Хэвоне крайне лаконична.
Син Юн Бок. Псевдоним – Хевон. Место рождения – Корён. Отец – Син Хан Пхён. Прекрасно работал в жанре бытовых зарисовок. © Книга «Кынъёксохвачжин».
Как видим, информации негусто. Столь скудные сведения оставляют много простора воображению, чем и воспользовался писатель.
Самая захватывающая часть дорамы — сцены, посвященные искусству
Имеет смысл ознакомиться с творчеством Син Юн Бока до или во время просмотра, чтобы насладиться тем, как на экране оживают сюжеты его картин. В каких обстоятельствах Хэвон их писал — плод фантазии создателей дорамы. Но суть ведь не в этом. Благодаря им мы можем наполнить картины Хэвона звуками, запахами, ощущениями. Попытаться вообразить, что его вдохновляло и почему.
В дораме разбирают, почему эта картина хороша, а другая — нет. Какой рисунок и почему можно считать произведением искусства, а какой — не более чем салонной картинкой. Почему Хэвона и Тамвона считают великими, чем их произведения отличаются от традиционной живописи и что нового они привнесли в искусство Чосона.
Самая убедительная гендерная интрига
Это первая (надеюсь, не последняя) дорама, где гендерная интрига не вызывала у меня чувства неловкости. В большинстве случаев сюжет «девочка, переодетая в мальчика» служит неиссякаемым источником оперетточного комизма, основанного на необъяснимой слепоте окружающих.
Син Юн Бок — не просто переодетая девочка. Она живет, как мужчина, с самого детства. Пусть ей и приходится бинтовать грудь, но во всем остальном это ее жизнь, ее сущность. И Мун Гын Ен передала это гениально. Веришь, что это парень; веришь, что и другие в это верят.
И на смену комедии (хотя и комедийных ситуаций здесь тоже хватает) приходит драма.
Самая противоречивая часть дорамы: Син Юн Бок и ее любовь
Эта часть может травмировать чувствительного зрителя. «Рисующий ветер» отходит от романтических дорамных шаблонов, демонстрируя весьма широкие и гибкие взгляды на любовь и отношения. Их сложно подогнать под какие-либо определения и клише — и в этом их изысканность и ценность.
Пожалуй, самым большим вызовом для традиционно настроенных зрителей станет взаимодействие между художницей и кисэн Чон Хян, в которую влюбляется Син Юн Бок. Изумительная роль Мун Чхэ Вон. Как же мне приятно было видеть ее в этом образе. Во всех ее героинях есть нечто неприкосновенно, сохранно чистое, и эту ноту, как аромат нежного цветка, она привнесла в образ Чон Хян.
От их дуэта искрит просто невероятно. Совместные сцены Мун Чхэ Вон и Мун Гын Ен — воплощение красоты: самые эстетичные, самые заряженные в дораме.
Юн Бок называет Чон Хян самым дорогим для нее человеком, самой большой, единственной любовью в жизни. И тут может показаться, что мы вот-вот вступим на запретную ныне в РФ территорию. Но все же сюжет дорамы оставляет пространство для трактовок.
Она произносит очень значимую в контексте этих отношений фразу: «Я вижу в ней свое отражение». Вспомним снова: ее растили как мужчину. Она настолько с этим сжилась, что женская природа для нее нечто постороннее, чуждое. Не один раз отчетливо показана ее тоска по своей женской сущности. По тому образу жизни, который закрыт для нее.
Так что, может быть, любовь к красавице кисэн — это тоска по несбывшемуся. Любовь к той себе, кем Юн Бок могла бы стать, но не станет.
Но и здесь тоже все не так просто и плоско. Какова бы ни была природа этого влечения, оно перерастает в нечто большее — в родство и притяжение душ. И здесь пол уже не имеет значения. Для Чон Хян Син Юн Бок всегда будет «ее художником». А для художницы Чон Хян останется дорогим и особенным человеком, источником вдохновения и тепла. Каждая из них видела и чувствовала в другой недоступное всем остальным. И это не связано с романтикой.
Но и на этом скользкие темы не заканчиваются
Второй главный герой дорамы — художник Ким Хон До. Еще один изумительно яркий, живой, выразительный образ. Преданный искусству, до безрассудства смелый, умный, проницательный, гениальный, охваченный жаждой справедливости — и вместе с тем чувствительный, добрый, забавный. Замечательный, обаятельнейший аджосси. Между ним и его учеником (ученицей) — теснейшая связь, основанная на общей страсти к искусству, дружбе, любви, уважении…
И — возможно — на романтическом влечении. Юн Бок ничего об этом не говорит. Хон До только в самом финале называет ее своей любовью.
У каждого свои триггеры. Я вот не знаю, что меня триггерит больше: ситуация, когда женщина восхищается красотой другой женщины, или когда возрастной аджосси с вожделением смотрит на юную дочь своего друга.
Хотя нет, почему, знаю. Для меня ответ прост.
Так или иначе, зрителям придется выбирать, «за кого» они. Либо примириться с тем, что выбирать, как и ставить ярлыки, здесь не приходится вовсе. Поскольку в пространстве этой дорамы клише становятся беспомощными и бессмысленными, показывая, насколько жизнь, чувства, внутренний мир человека сложнее, разнообразнее и тоньше любых ярлыков.
У слова «пошлый» несколько значений. Сейчас его чаще употребляют в смысле «неприличный», «непристойный». Но также пошлое это нечто банальное, вульгарное, низкопробное.
Дораму при желании упрекнуть можно в разном. Кого-то вот химия между девушками смущает. Мне интригующие старикашки надоели, я их перематывала.
Но в чем «Рисующий ветер» точно нельзя обвинить, так это в пошлости. Произведение может проповедовать самые что ни на есть традиционные ценности и быть банальной вульгарной поделкой. А может задавать неудобные вопросы и подрывать устои — и оказаться высоким искусством. Как, например, изображение хризантем и сосновых веточек может быть безвкусной картинкой, а янбана и куртизанки — глубоким и утонченным произведением.
Исследованию этой разницы и посвящена, кроме прочего, эта история.
А вы смотрели «Рисующий ветер»?
Можете вспомнить примеры старых дорам, которые были бы менее консервативными, более смелыми, чем современные?
Больше постов в Telegram. Приходите! ❤️