Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения (и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) — изречения, которые ужасны… Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии все ещё не будет смыта. Ганс Франк
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 16 июля 1942 г., четверг:
ГИТЛЕРОВЦЫ НАСИЛЬСТВЕННО ОНЕМЕЧИВАЮТ ПОЛЬШУ
СТОКГОЛЬМ, 15 июля. (ТАСС). Как сообщает немецко-фашистская газета «Данцигер форпостен», гитлеровский наместник в Данциге Форстер заявил, что «каждый немец должен прежде всего следить за тем, чтобы население не говорило по-польски». Польский язык с сентября запрещается. «Кто не научился говорить по-немецки, — нагло заявил Форстер, — тому нет места в этой стране. Детей нужно воспитывать истинными немцами. После войны сюда потекут крестьяне и чиновники из Германии. Надо позаботиться, чтобы этот район ничем не отличался от прочих районов Германии».
Газета «Кракауэр цейтунг» передает речь главаря гитлеровской молодежи Аксмана на собрании в Кракове. Он заявил, что большие группы молодых гитлеровцев переселяются в польские деревни, где они вступают во владение крестьянскими дворами, отнятыми у поляков. «Молодежь Германии, — цинично заявил Аксман, — направляется в восточные области, потому что она должна позаботиться, чтобы эти области стали немецкими». Объявлено, что в Люблинском районе «180 деревень становятся немецкими». В генерал-губернаторстве создано 118 лагерей, в которых гитлеровцы готовят кадры надсмотрщиков над польскими рабочими на предприятиях и в сельском хозяйстве.
О том, как польское население реагирует на это насильственное онемечивание страны, видно из того, что за последнее время в оккупированной гитлеровцами Польше усилились случаи убийств германских полицейских, чиновников, солдат и офицеров. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные траурные извещения в гитлеровской газете «Кракауэр цейтунг».
В частности сообщается, что «при исполнении служебных обязанностей» был убит бывший начальник германской полиции в Люблинском округе Эрих Гуддар. Судя по подробностям, приведенным газетой, Гуддар был убит в стычке между гитлеровскими штурмовиками с отрядом польских партизан.
Гитлеровский наместник в Польше Франк созвал конференцию представителей петиции и охранных отрядов для рассмотрения политического положения в стране. На совещании обсуждался вопрос «об обеспечении безопасности». На совещании гитлеровских главарей в Кракове губернатор Вендлер требовал, чтобы «каждый немец стал членом штурмовых отрядов».
Ганс Франк - единственный из приговорённых к смерти, который полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном:
Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения (и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) — изречения, которые ужасны… Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии все ещё не будет смыта.
Онемечивание гуралей, лемков, кашубов и гуцулов не позволяло Франку использовать эти народы в качестве противовеса полякам. Массовые, зачастую безосновательные расстрелы, проводимые СС и полицией, приводили к росту партизанского движения. Кроме того, СС вмешивалось в дела гражданской администрации генерал-губернаторства и плело интриги против Франка. И он высказался об этом Гимлеру.
Гитлер снял Франка почти со всех должностей, однако отставку с поста генерал-губернатора не принял.
По свидетельству очевидцев, перед виселицей с лица Франка не сходила улыбка. В последнем слове он сказал: «Я благодарен за хорошее обращение во время моего заключения и прошу Бога принять меня с милостью».
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.