Найти тему

12-летний мальчик сбежал из СССР ради американской мечты: история разделения целой семьи

Оглавление

Мне повезло – я застала 80-е годы, и понимаю как 12-летнего мальчика, так и его папу, так по-разному отреагировавших тогда на Соединённые Штаты. История простая, да не совсем.

Почему Володя двенадцати лет захотел остаться в США в 1980 году после полугода жизни в пригороде Чикаго?

В 80-м моя семья относилась к чуточку привилегированной части советского общества – дед преподавал в военном ВУЗе, бабушка работала врачом, обе дочки получили высшее образование. Дома была еда: сыр, колбаса, мясо, куры, мандарины, бананы, шоколадные конфеты, кажется, ещё – сливочное масло. Столы заказов выдавали это по талонам. Продовольственные магазины ничего из перечисленного не имели.

Не было много ещё чего для жизни, начиная от удобной, красивой одежды и кончая любой бытовой техникой. Больше того – самих магазинов было мало. При Ельцине они стали расти как грибы, когда их стало вдвое больше, я подумала – всё, больше не будет. Потом их стало в 10 раз больше, и опять я так подумала. Но потом… затем появились интернет-магазины, возможность заказа товаров по компьютеру, телефону. Я перестала об этом думать. Вообще перестала думать о товарах. Но до сих пор помню полки магазинов, заполненные только трёхлитровыми банками с толстыми жёлтыми огурцами.

Все магазины стали работать без обеденных перерывов, каждый день с раннего утра допоздна, некоторые – круглосуточно.

Но магазины и товары – не все радости той американской жизни, пленившей советского мальчика. Ведь мальчик жил в селе. Не знаю как в Львовской области, но молодёжь обычных российских областей почти вся стремилась в город, особенно большой. Это ВУЗовская учёба, гарантированная работа после. А также культурная жизнь. Карьера. Пригород Чикаго позволял мальчику увидеть все прелести городской жизни, живя практически в сельской местности. Вряд ли даже в Львовской области (почти загранице) такое ему светило.

Кстати, у Володи была почти 18-летняя сестра. Для неё всё перечисленное было важнее в разы, чем для мальчика. К тому же она наверняка успела потусить – вкусила клубной ночной жизни.

Сам мальчик (тогда и позже), повзрослев, говорил, что кроме магазинов, его поразила возможность свободно посещать церковь, не подвергаясь никакому негативу со стороны соседей, школы, общества.

Вполне может быть, что у Володи был ещё один важный аргумент не возвращаться – дома его могли припахивать с утра до вечера, как это бывает в деревнях, а особенно на хуторах.

С мальчиком понятно, почему же родители захотели вернуться в СССР уже через полгода?

Удивительно, но об этом мало писали в советской прессе, то ли потому, что не знали, а может по идеологическим соображениям. У отца болели ноги. Грозила ампутация. Этот факт, похоже, главный во всей истории. Родители могли собраться в Америку, надеясь, что там ноги успешно прооперируют. А реальную стоимость операции даже не представляли. Они вполне могли не говорить до поры американским родственникам о болезни, чтобы не отбить у них желание сделать приглашение.

Цена операции оказалась столь высока, что родители поняли – вся надежда только на советскую бесплатную медицину. Тем более что с такой рекламой, привнесённой идеологией они могут рассчитывать на лучших врачей. Советские дипломаты пообещали им медицинскую помощь, хорошую квартиру, работу с приличной зарплатой. Ноги отцу вылечили. Хорошую квартиру во Львове дали. Прочие обещания выполнили.

Звериный оскал империализма

Он действительно проявился (и не раз) в этой истории. Борьба за семью Половчаков была проиграна нашими дипломатами на просторах юридических тонкостей, умении оболванивать. Чего стоит прокол с религией, на которую советские представители сделали ставку. Они почему-то считали, что если у нас к баптистам и подобным сектам отношение общества негативное, то и в Штатах будет также. И грубо ошиблись.

Именно негативное отношение советского общества к баптистам и ликвидированная украинская греко-католическая церковь позволили американским юристам выиграть дело, заявив на суде, что в СССР при выборе церкви и веры человек может быть подвергнут репрессиям. Америка же предоставляет ему полную свободу выбора. Мальчик Володя получил временное убежище в США по религиозным мотивам – на время до совершеннолетия.

Впрочем, тогда Штаты были другими. И про оскал – это не совсем к ним тогдашним. Зато сейчас мы увидели, что он проявился во всей красе, как только пошатнулась гегемония США. А тогда (декабрь 1981 г.) Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции – ведь родителей никто не лишал родительских прав. Забрать ребёнка не имели права. Но родители уже были в стране Советов, а дипломатам власти ребёнка не отдали.

Кстати, тогда Штаты подтвердили правоту русских, называющих США Штатами – суд штата Иллинойс приостановил решение Апелляционного суда, пока папа Володи добирался до Чикаго за сыном. Мальчика так и не отдали. Даже тогда американцы играли в эти игры: пока можно прятаться за закон – прячутся, а потом начинают хитрить, юлить, благо юридическое право таково, что всегда остаётся на стороне сильного.

Прошло 44 года, ситуация изменилась на 180 градусов

Сейчас вполне вероятна ситуация, когда семья приедет в Россию с Запада или Штатов и не все захотят вернуться. На практике сотни случаев, когда вся семья не хочет возвращаться в Америку. Разрыва семей практически не бывает, потому что у нас сейчас всё в порядке с магазинами, товарами, но и с другими сторонами жизни. Ни у кого в мире нет такой заботы о молодых семьях, как в России, такого разворота к образованию, медицине, социальным гарантиям. Вряд ли развлекательная сторона или культурная, или любая другая у нас слабее американских.

Зато у нас нет раскола общества, как в США, по-прежнему уважаемы традиционные ценности – СМИ, телевидение не заполнены всеми видами сексуальных отклонений. Семья – оплот общества.

Ну и религия, из-за которой американцы оставили на законных основаниях мальчика у себя. Вряд ли в какой-нибудь другой стране мира сейчас есть такая религиозная толерантность. Наверняка нигде не строится столько церквей и храмов разных конфессий, как в России.

Доказала ли жизнь правоту Володи, ставшего Уолтером?

Вот результаты жизни Уолтера к 56 годам: он написал книгу “Дитя свободы…” вместе с известным журналистом. Женился, родил двух сыновей, с 93-го года посещал родителей на Украине – до их смерти. Живёт по-прежнему в пригороде Чикаго. Работает офис-менеджером, чем доволен (по его словам), так как ни жена, ни сыновья не нуждаются ни в чём. Ещё он – помощник председателя приходского совета местной баптистской церкви.

Судите сами – смог бы он добиться большего в СССР, ставшего потом Россией? Я не осуждаю его – не пытаться делать карьеру – это не грех. А может быть наоборот. В любом случае – позиция, прошедшая испытание жизнью. Но и примером для других его жизнь не назову. Разве что уроком.

Я сама жила долгое время заграницей, ощущения себя чужим, в гостях никогда не проходило.

А вы смогли бы уехать?