Итак, вы хотите открыть бизнес. Но пока не понимаете, как и что, и вкладываться особо не хотите. У вас есть небольшой резервный фонд, который вы готовы потратить на простую бизнес-идею. Что же выбрать?
Для начала рассмотрим две стратегии, как потерять вложить 100 000 рублей.
Первая стратегия заключается в том, чтобы просто протестировать нишу и проанализировать спрос.
Вторая стратегия связана с покупкой каких-то активов, с помощью которых вы сможете в дальнейшем получать доход.
Также сразу хочу сверить часы и сказать, что 100 000 - это планка ниже самого минимального минимума. Сумма, сравнимая со среднемесячной зарплатой или туристической путевкой, никак не может считаться настоящей инвестицией. Или может - если вы на эти деньги пойдете купите акций Сбербанка. Там у вас будет доходность 20% годовых и через год вы сможете забрать аж 20 000 рублей дивидендов (при благоприятном сценарии).
Если же мы говорим про обычный малый бизнес, то этой суммы не хватит ни на что. Вот для примера приблизительные затраты на открытие разных бизнесов:
- Парикмахерская - 300 000 рублей
- Пункт выдачи маркетплейса - 400 000 рублей
- Мастерская по ремонту электроники - 500 000 рублей
- Пекарня - 1 000 000 рублей
- Магазин брендовой одежды - 1 500 000 рублей
- Аренда такси (покупаем машину и отдаем в работу в такси) - 2 000 000 рублей
- Пиццерия по франшизе - 3 000 000 рублей
И это только первоначальные затраты. Если вы не станете получать прибыль с первого месяца работы, то добавляйте сюда еще и текущие расходы (аренды, зарплаты, налоги и т.д.). Пункт выдачи заказов Озон, например, в среднем выходит на окупаемость через 10 месяцев.
То есть наши жалкие 100 000 рублей не тянут даже на самую мало-мальски дешевую ходовую нишу. На эти деньги можно купить пару компьютеров, сделать ремонт в помещении, создать соцсети, заказать вывеску - выберите любой один пункт. Для начала надо понимать, что 100 000 рублей - это не инвестиции. Это скорее геодезические изыскания, после которых можно уже по-взрослому заходить в нишу. Допустим, вы решили открыть кофейню. Кстати, самая простая кофейня размером в 20 квадратных метров обойдется на старте от миллиона рублей.
А пока у нас только 100 000, что же можно придумать? Можно купить консалтинг.
Консалтинг - что это за зверь?
Вы платите специалисту определенную сумму и он за вас анализирует рынок. Обычно это человек, который уже в теме и владеет актуальной информацией. Допустим, мы все еще хотим открыть кофейню. Тогда за 50-100 т.р. консультант предельно честно и доходчиво объяснит нам, где лучше открываться, а где сразу мимо; какие сейчас тренды и сколько стоит оборудование; во сколько обойдется персонал и какие документы нужны для открытия.
Вы скажете: "Как же так? Это просто деньги на ветер!" А я отвечу: "Как раз наоборот." Вкладывать тот же миллион рублей в рандомную кофейню, где ты ничего еще не понимаешь - это точно деньги на ветер. А за полтинник вы буквально за пару дней получите полную картину бизнеса, и дальше сможете решить - нужно это вам или нет. По факту это будет дешевле, быстрее и менее рискованно, чем сразу вбухивать полную стоимость проекта.
Вторая стратегия: все-таки бизнес
Теперь мы берем ситуацию, когда 100 000 рублей - это все, что у вас есть. Какой же бизнес можно стартовать отсюда?
Опять же - сначала надо честно признать, что такие вложения никак не принесут большие дивиденды. И бизнесом это можно назвать с большой натяжкой. Большую часть работы вы будете выполнять лично. А деньги понадобятся, чтобы обеспечить технические аспекты вашей работы.
Тем не менее, есть ниши с условно-бесплатным входом, которые потенциально могут принести вам существенную прибыль. Посмотрим на некоторые из них поближе.
Купить группу в Telegram.
Существуют специальные биржи, где продаются каналы в Telegram (равно как и каналы в других соцсетях).
Например, вот такая:
Цены на каналы начинаются от 1000 рублей. И заканчиваются в районе нескольких миллионов. Есть ТГ-каналы и дороже, но обычно их никто не продает, так как раскрученный канал - это вполне себе малый бизнес. В нем можно продавать рекламу, продвигать свои услуги, а также по прошествии какого-то времени продать канал с наценкой.
Разумеется, в этой нише тоже есть множество подводных камней. Я немножко помониторил предложения на биржах и пришел к выводу, что за цену до 50 000 рублей продаются пустые каналы. То есть там мало живых подписчиков, нет монетизации и автор сам не знает, как его дальше продвигать. За сумму в районе 100 000 рублей уже появляются первые достойные варианты, но каждый из них нужно дополнительно проверять. Как минимум - с помощью специальных сервисов, которые дают полную статистику по ресурсу.
Вот тот самый канал с биржи стоимостью 90 000 рублей. Статистика говорит нам, что из 8500 подписчиков публикации читает только половина, и вообще люди регулярно от него отписываются. Также на канале нет и не предвидится монетизации. В общем, такой канал точно не стоит брать, если вы не супер-профи в раскрутке Телеграма.
Но есть и каналы ценой за сотку, где уже есть рекламодатели, а значит, и регулярный доход. В общем, надо разбираться. И в этом нам помогут старые-добрые консультанты. Про них я говорил в начале статьи. Опять их пиарю, но что поделать. Мы опять пришли к неизбежности консалтинга при выборе бизнеса.
Примерно похожая штука происходит с покупкой активов в других соцсетях, поэтому подробнее на них останавливаться не будем.
Перепродажа
Берем какой-нибудь товар в Китае, привозим в Россию и продаем с наценкой. Наценка очень сильно гуляет, но можно отталкиваться от таких цифр:
Защитное стекло на телефон на заводе при оптовой поставке стоит 1 рубль. У оптового поставщика в Китае - 2 рубля. У оптового поставщика в Москве - 5 рублей. У мелкого оптовика в вашем городе - 15 рублей. В розничном магазине - 100 рублей. С наклейкой - 500 рублей. Аксессуары для мобильной техники - это тема, которой занимаюсь уже 8 лет, поэтому цифры плюс-минус верные.
То есть ваши кровные 100 000 рублей можно вложить в товар у поставщика в Китае (на завод с такой суммой вас не пустят). И это будет что-то типа мелкой партии ширпотреба. Шлепки, фонарики, отвертки - что-то такое. А дальше вы получаете все это у себя в городе, проходите таможню и распродаёте в розницу. Например, через Авито. Если удачно подобрать товар, то можно за месяц-другой отбить все вложенные деньги.
Что значит удачно подобрать товар? Нужно учесть востребованность, качество, средние цены по рынку, сроки доставки, сезонность, надежность поставщика, налоги и транспортные расходы и т.д. Надо помнить, что опыт бьет удачу: те, кто в теме давно, в итоге будут успешнее новичков.
Я как-то купил в Китае парочку вот таких электробайков:
Потратил как раз тысяч сто и получил их к летнему сезону. Продавал их несколько месяцев, в итоге заработав чистыми 5000 рублей. Больше я такой ерундой не занимался.
Аренда
Есть некоторые специфические вещи, которые покупать жалко, но раз в год они очень нужны. Например, вот такая колонка для вечеринок:
Аппарат для вентиляции легких:
В позапрошлом году такие аппараты сдавались у нас в городе за 2000 в сутки.
Или вот такой эхолот:
Я специально подобрал технику по стоимости примерно в соточку рублей, чтоб было нагляднее. Все эти вещи (как и многие другие) можно сдавать в аренду. И получать, при хорошем раскладе, где-то 50% стоимости в месяц. Вполне себе неплохое начало. Только к расчетам обязательно добавьте свои временные и транспортные затраты, потому как кроме вас никто этим заниматься не будет.
***
Можно много чего напридумывать на 100 000 рублей. Если вам будет интересно - пишите комментарии, и я продолжу свои размышления. А на сегодня все. Главное помните: бизнес- это система, а самозанятость - ремесло.