Китай финансирует крупные инфраструктурные проекты в Лаосе, но окупаемость инвестиций еще не превзошла растущие проблемы с задолженностью этой маленькой страны
(Deutche Welle) В рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» Китай предоставил Лаосу миллиарды долларов в виде кредитов на развитие энергетической инфраструктуры и высокоскоростных железнодорожных линий в надежде на поддержку долгосрочного экономического роста.
Финансируемые Китаем гидроэлектростанции на реке Меконг и другая энергетическая инфраструктура направлены на то, чтобы сделать Лаос «батарейкой» Юго-Восточной Азии. Однако оба финансируемых Китаем проекта еще не принесли той экономической отдачи, на которую надеялся Лаос.
А последние экономические данные показывают, что Лаос сталкивается с горой долгов: на конец 2023 года общий государственный и гарантированный государством долг составил 13,8 млрд долларов, что составляет более 100% ВВП этой крошечной страны.
Кредиты от Китая, крупнейшего кредитора Лаоса, составили половину внешнего долга Лаоса в размере 10,5 млрд долларов, согласно данным, опубликованным в Bloomberg.
Закари Абуза, профессор Национального военного колледжа в Вашингтоне, специализирующийся на Юго-Восточной Азии, говорит, что у Лаоса серьезная проблема с задолженностью.
«Это не только задолженность перед Китаем. У Лаоса сокрушительный долг. Сам по себе долг неплох, если он идет на производительные цели, но долг Лаоса — нет. У них избыточные мощности в гидроэлектроэнергетике», — сказал он DW.
«Железнодорожная линия была абсолютным белым слоном, хотя теперь, когда она соединена с Бангкоком, она должна приносить большую прибыль. Все это привело к 30%-ному снижению стоимости его валюты в 2023 году и резкому росту инфляции, которая сейчас является второй по величине в регионе», — добавил он.
Китайские кредиты — не единственная проблема для Лаоса
Китай заявил, что «делает все возможное», чтобы помочь Лаосу справиться с его долговым бременем, сообщил Bloomberg представитель МИД Китая.
Лаос поддерживает тесные связи с Китаем, с которым у него схожая политическая идеология. Правительство Лаоса управляется как коммунистическое однопартийное государство, которым управляет народно-революционная партия.
Эксперты критиковали Пекин за его так называемую «дипломатию долговых ловушек», заключающуюся в финансировании крупных проектов в развивающихся странах, которые в конечном итоге сталкиваются с огромными китайскими кредитами и становятся экономически зависимыми.
Министерство иностранных дел Китая часто повторяет это, называя такие заявления нарративом США, направленным на то, чтобы помешать целям Пекина работать с развивающимися странами.
Абуза сказал, что правительство Лаоса должно взять на себя часть ответственности за свой экономический беспорядок.
«Не только Китай виноват. Виновным должно быть правительство Лаоса, которое взяло на себя слишком много долгов для проектов, которые не принесли ожидаемой экономической отдачи», — сказал он.
Эксперт добавил, что китайские кредиты «недешевы» и выдаются под 4%, что является высоким показателем для проектов развития. Он добавил, что Япония и Всемирный банк обычно берут менее 1%.
«Аргумент Китая заключается в том, что они являются кредитором последней инстанции и берут на себя высокий политический риск. Поскольку большинство китайских кредитов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» выдаются через государственные предприятия или государственные банки, они обеспечены залогом, а это означает, что в случае дефолта Лаоса они потеряют либо деньги, хранящиеся на счетах условного депонирования Банка Китая, либо активы в виде долга за обмен акций», — сказал он.
В целом экономика Лаоса испытывает трудности с началом пандемии COVID, с ростом инфляции, слабым обменным курсом и вялым ростом ВВП.
В июне инфляция в Лаосе превысила 26% в июне 2024 года, что немного выше показателя мая в 25,7%
Всемирный банк сообщает, что ВВП Лаоса вырос на 3,7% в 2023 году с прогнозируемыми 4% в 2024 году. До пандемии рост составлял 5,5%.
Один лаосец, пожелавший остаться анонимным из соображений безопасности, сказал, что простые люди в Лаосе начинают ощущать бремя экономического спада, поскольку государственные услуги, обслуживание дорог, образование и здравоохранение отсутствуют.
«После COVID многие малые предприятия были закрыты, а многие не были открыты снова. Те, у кого есть немного земли, прибегли к выращиванию собственной еды и вернулись к натуральному образу жизни», — сказали они.
Они добавили, что большинство лаосцев не связывают экономические проблемы с долгом.
«Большинство людей не знают масштаба долга и не связывают долг перед Китаем с каким-либо прямым влиянием на их жизнь», — сказали они. «Они будут связывать свои ежедневные проблемы со спадом экономики Лаоса, который начался после COVID и продолжается даже после него. Они ощущают рост стоимости жизни».