Где жатва кончена, есть время на заготовки в лес идти. Набрать там ягод для варенья, грибов поболее найти. Затем быстрей спешили к бане: обрядный веник ждал в парной — он из цветов и трав заране сплетён с соломою ржаной. Входили внутрь с поклоном в пояс, чтоб банный дух добрее стал, и, добела там вволю моясь, всяк докрасна себя хлестал. Там улетала в пар усталость, что время жатвы принесло, а за окном заката алость уже накрыла всё село.
В православном календаре день памяти мученика Емилиана, преподобного Иоанна Многострадального, Печерского.
Иоанн был назван Многострадальным за то, что всю жизнь боролся со своими страстями - несколько лет провел в полном затворничестве, носил на себе тяжелые вериги, закaпывался по грудь в землю.
В народе сегодня (18 июля по старому стилю) Емельянов (Омельянов) день, Емельян, Иоанн Многострадальный, Воробьиные ночи.
Июль заканчивается, впереди благодатный август с его хлебосольностью и Спасами и конечно же, сентябрь с бабьим летом. Май - это дедушка июля, июнь - батюшка, ставит июль своего сына августа на ноги.
С грозами приходит и с грозами уходит июль.
Гроза впотьмах, говорили: «воробьиная ночь». Дескать, испугавшись нарастающего треска, слепящих молний, воробушки в своих ухоронках копошатся, потом летят незнаемо куда.
Вместе с июлем подходила к концу и жатва, но не везде, где-то она еще в полном разгаре. Там, где жатва закончилась, отдыхали и набирали сил не только люди, но и поля.
Омельян – серпу дает роздых.
Серпы чистили от грязи и складывали на сжатой полосе в круг, который как бы повторял солнце. Потом их брызгали святой водой, благословляя на новый богатый урожай. Только после такого ритуала серпы уносили в избу до следующего года.
Обязательным ритуалом дня была баня. Веники для этого случая делали из разных трав, колосьев и цветов. Такие веники снимали усталость, накопленную от работ в поле и давали здоровье.
В баню ходили осторожно, с поклоном, чтобы чем-то не разозлить Банника. Людей он не очень жаловал, злился, потому что ему приходилось мыться после всех. Характер у него, скверный был.
Можно сказать, что Банник - это двоюродный брат Домового. Обычно очень лохматый и угрюмый старик, но может и перевоплощаться в другие образы. Легко превращается в белого кота или зайца, а может стать просто веником. Живет за каменкой или под полом в бане.
Чтобы хозяина бани не сердить, оставляли после каждого похода для него воду, мыло и веник березовый. Если этого не сделать, следующий поход может быть не очень удачным.
«В баню-то ходить надо во время, – читаем в одной быличке, – а ежели безо время-то, так с опасочкой и благословясь. В особенности страшно ходить после третьего пара...»
Омельян пришёл, грибов и ягод нашёл, велит заготавливать.
С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья. Если пчелы кружат над цветами, а на небе тучи, то скоро будет солнышко. Дождь уже закончился, а молния сверкнула, то скоро будет опять тепло и солнечно.
В Харьковской губернии жены, оставленные мужьями, молились преподобному Иоанну, чтобы они вернулись домой. Ставили свечи и просили, чтобы муж одумался.
Рожденный сегодня любит домоседничать, и не очень любит шумные компании.
Именины празднуют Степан, Емельян, Леонтий, Иван, Мирон, Кузьма, Афанасий.
Берегите себя и своих родных, и всего вам хорошего. Благодарю вас за то, что вы со мной. Обнимаю и до новых встреч! Желаю вам спокойного, солнечного и доброго лета! Ароматных ягод, самых красивых цветов и крепкого здоровья!
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русскй народ. Этнографическая энциклопедия.