Святослав Лецкий обсудил скандалы и нижний интернет.
iXBT games – YouTube-канал со скандальной репутацией. Одни считают его слишком жестким, другие – гласом народа, что борется с несправедливостями вроде микротранзакций и наплевательского отношения к фанатам.
В рамках Кибер Феста, посвященного российским играм, я пообщался с создателем канала iXBT games Виталием Казуновым. Как появилось шоу «Нашы игры»? Что происходит в российской игровой индустрии? Почему случился скандал с Дашей Островской? Обсудили все волнующие темы.
📌 Голосуй за российские игры на Кибер Фесте
Про российские игры и поддержку геймдева
– В 2023-м казалось, что игровая индустрия в России и Беларуси мертва. Разработчики разъехались, отношения с западными издателями разорвались. В этот момент вы организовали шоу «Нашы игры» и показали много достойных проектов. Почему вообще взялись за эту тему?
– В 2022-м году все печально следили за тем, что происходит с нашей игровой индустрией. В какой-то момент у людей включились панические настроения. «Геймдеву кранты, возвращаемся в девяностые». Но я не понимал таких настроений.
Беларусь уже много лет находится под санкциями, и это положение всего лишь пролонгировалось. Да, вводят новые ограничения, но Россия и не такое переживала – и еще не раз переживет. У нас были шуточки, что iPhone теперь только на цветной металл сгодится, но выход всегда найдется. Как и у разработчиков всегда найдутся обходные пути.
Компании включили прослойки или разделили бизнес – в итоге нормально работают и в России, и на Западе. Причем началось это до событий 2022 года. У нас даже был ролик, что российской игровой индустрии давно нет. Крупные компании, которые гремели на весь мир, были какими угодно, только не местными.
К 2023 году все ходили в потерянном состоянии и не знали, что делать. Но ведь осталось невероятное количество разработчиков, которые делают нечто крутое. Куда им податься? Где рассказать, что их игра скоро выйдет?
Еще в 2022-м мы заметили, что западные блогеры проводят свои трансляции и показывают инди-игры. А мы с Мишей сидим и ничего подобного не делаем. Нужно всего лишь сказать разработчикам: «Ребята, мы покажем ваши игры, приходите». Так и запустили свое шоу.
Я рассчитывал на 20-30 заявок, но их были сотни. В рамках основного шоу мы показали порядка 30 лучших игр, в рамках пост-шоу – еще 70. Оказалось, у нас все замечательно, не хватает лишь вменяемой среды, где разработчики могут расти. Задача компании, которая изображает российского издателя, – создать ее. К примеру, достучаться до инвесторов, которые ни черта не понимают в индустрии, но имеют возможность вкладываться.
Хотя главная проблема индустрии – отсутствие реакции со стороны СМИ. Из частных разговоров с разработчиками я узнал, что российские СМИ просят за публикацию трейлера или новости больших денег. То есть рассказывать о западных играх они готовы, а о российских нет? На ваших глазах зарождается новая игровая индустрия с достойными проектами, а вы ставите инди-разработчикам такие условия? Вы там совсем поехали? И ведь речь об изданиях, которые хорошо себя чувствуют, постоянно публикуют рекламу.
Мы решили стать в пику подобным СМИ и организовали игровое шоу. Естественно, все это сопровождалось нагловатой публикацией в духе «Мы сделали, а где вы?» Хотелось взять людей на слабо и как-то их расшевелить.
– Есть российские игры, о которых много говорят, но они все равно не становятся популярными. Взять хотя бы Slavania: у вас было интервью с разработчиком, а пиковый онлайн в Steam составил 126 игроков. Почему так?
– Потому что одного источника информации недостаточно. Мы рассказали об игре и зацепили, возможно, пару сотен человек. Они потом еще и забудут о скором релизе. Важно распространять информацию через огромное количество источников.
Это в том числе проблема разработчиков. Они думают, что засветились на одном ресурсе, и этого хватит. Одного появления даже на топовом сайте мало. Важно быть везде, поднимать индекс цитируемости. Товарищам, которые раскручивали Slavania, большое уважение. Но добро пожаловать в российские СМИ.
Другой момент в том, что нашим блогерам такие проекты не особо интересны. Как выжать из него хайп? Некоторые блогеры выпускают по одному ролику в неделю с рекламной интеграцией и хотят много просмотров. Поэтому ты не посвятишь этот ролик странной инди-игре.
– Чтобы наши игры развивались, мы просто должны чаще о них говорить?
– Конечно. У нас в каждом новостном подкасте, что выходят по понедельникам, постоянно упоминается российская игровая индустрия. В том числе мы рассказываем про отдельные проекты, пытаемся держать людей в курсе.
📌 «Мы хотим сделать «Черную книгу 2». Интервью с Владимиром Белецким
Про «Смуту», ИРИ и чемоданы
– Как относишься к «Играм будущего», ИРИ и другим государственным инициативам в области геймдева?
– К некоторым организациям отношусь скептически. Часто вижу, что главная деятельность – создавать видимость деятельности. Слежу за организацией, название которой созвучно с одним заболеванием [Кибер: вероятно, речь о РВИ]. «Мы съездили в Китай, там был наш стенд. Мы поговорили с кем-то важным». Но меня не интересует, где вы были и с кем поговорили. Какой результат? Результата нет.
Зато эти ребята умеют вставлять палки в колеса. Когда узнают, что iXBT games поддерживают какое-то мероприятие, выходят из него [Кибер: РВИ прекратила поддержку Игропрома после партнерства фестиваля с iXBT]. Хотя что от них можно получить? Какая будет поддержка? Опубликуют новость на сайте, куда заходят три человека?
Но другие инициативы невероятно крутые. Недавно съездили в Иннополис и встретили там огромное количество заряженных людей. Мероприятие взорвало мне мозг. Организаторы пригласили ребят и дали им семь дней. За это время они должны были сделать работоспособный проект, сделать трейлер и провести питчинг.
Участвовало более 100 команд, в финал прошли 12. Ребята прекрасно выступили, показали достойные игры. Кто-то вообще превратил презентацию в КВН. Если они так круто работают в кризисных условиях, что сделают с бюджетом и поддержкой? Когда вижу таких товарищей, на душе становится легко.
Важно, что ребята увидели: разработка – это всегда сжатые условия, питчинги, попытки достучаться до инвестора. Считаю, что участники прошли проверку на прочность.
– Где этим талантливым ребятам взять деньги? Ощущение, что из вариантов только ИРИ и пара крупных компаний вроде Lesta Games.
– Инвесторы есть, они просто не понимают, во что именно стоит вложиться. Индустрия доходная, а разработка инди-игры по их меркам стоит копейки. В худшем случае ты эту копейку потеряешь, в лучшем – хорошо заработаешь.
Взгляни на самые успешные игры 2024-го: это инди-проекты от разработчиков-одиночек или команд в пару человек. Они взлетели, как по мановению волшебной палочки. Чего стоит удивительная Balatro. Похожа на какую-то чушь, но, когда начинаешь играть, уже не можешь оторваться. Сейчас у Balatro сотни тысяч фанатов. Должен быть человек, который покажет инвесторам: у таких инди большой потенциал.
Если говорить об ИРИ, то у организации есть задача – создавать положительный образ России. Ни во что другое она вкладываться не будет, это накладывает ограничения. И я не уверен, что ребята из ИРИ поймут шизу, придуманную одиноким инди-разработчиком. В Иннополисе показывали дикие игры с клеточками и пикселями. Садишься играть и лишь тогда видишь, что идея рабочая.
Еще разработчик должен понимать, что ИРИ – структура с высоким уровнем отчетности и контроля. Там все жестко. Если что-то пойдет не так и копеечка не туда залетит, будет плохо. Государственная машина оправданиям не верит, только цифрам и отчетам.
Про Lesta Games. Эта компания заинтересована в проектах, которые принесут много-много денег. Независимые разработчики рассказывали, что питчили там свои игры, но ничего не добились – потому что у них не сессионка. Как туда пришить монетизацию?
У нас попросту нет фонда или издателя, к которому можно прийти с идеей игры не про Русь и с меньшим потенциалом, чем у «Мира танков». Любопытно, что на Кипре таких издателей полно. Они маленькие, но охотно подхватывают инди-разработчиков и нормально зарабатывают. Не понимаю, почему в России подобного нет.
– ИРИ много ругают за сжатые сроки. Говорят, что «Смуте» стоило помариноваться еще годик, и стало бы лучше.
– «Смута» была первым опытом ИРИ в сфере игр. До этого они спонсировали фильмы и прочие проекты. Тут у ИРИ все замечательно, вспомните «Слово пацана».
Проблема в том, что у игр такие же метрики, как и у фильмов с сериалами. Как оценить успех сериала? По количеству просмотров. А игры? Видимо, по соотносимому количеству скачиваний. Но сериальные требования не выполнит даже самая успешная игра.
Если вы дали 500 миллионов рублей и ждете миллион игроков, значит, где-то просчитались. Особенно, если продаетесь только в российском регионе. Если инди-разработчик продал миллион копий своей игры, то он уже батя и может сам открывать издательский бизнес.
В случае со «Смутой» винить ИРИ сложно. Разработчики сами питчили идею, закладывали срок в два года, обещали игру на 40 часов и ставили подписи. За язык их никто не тянул. Естественно, бездушная государственная машина однажды потребовала результат.
– «Смуту» встретили хейтом и насмешками, но публичные персоны делают вид, что все отлично. Почему так?
– Для меня это большая загадка. Я бы понял, если бы ребята сказали: «Да, мы облажались, но сейчас дорабатываем проект и надеемся заслужить ваше прощение». Но информационный фон совсем другой. Нам рассказывают, что «Смута» – хорошая игра. Как будто на релизе была пара багов, и их давно исправили. И вообще «Смуту» хейтят боты, релоканты и иноагенты.
Потом инстаблогеры рассказывают, что игра красивая и гениальная. Они формируют у далекой от гейминга аудитории мысль, что со «Смутой» все хорошо. Думаю, это работа на улучшение имиджа не самой «Смуты», а ИРИ. Чтобы к их следующим проектам относились позитивно.
Но меня удивляет, что людей из «Сайберия Нова» уверенно возят по разным выставкам. Опытные разработчики уже разбирали их питчи и доказывали, что заявленный план изначально был невыполнимым. Что люди вообще не представляли, как делаются игры.
– Есть мнение, что российским играм нужно особое, более нежное отношение со стороны прессы. Согласен?
– Им нужна информационная поддержка. Даю подсказку для СМИ: любую тему при должном желании можно раскрутить так, чтобы она заинтересовала вашу аудиторию. Мы недавно рассказали про игру VLADiK BRUTAL. Человек в одно лицо делает шутер, который выйдет уже 9 августа 2024 года. Недавно он выяснил, что для выпуска игры в Steam нужно ИП. То есть он мало знает об игровой индустрии и ее устройстве, но горит желанием сделать крутой «подпивасный шутан» (его цитата). Мы про эту игру рассказали и внезапно получили под 400 тысяч просмотров.
Также рассказали про игру DISTORTION и тоже собрали хорошие просмотры. Потому что людям хочется видеть, что наши разработчики действительно что-то из себя представляют.
Печальные новости, наоборот, сбивают людей с толку. Недавно представитель ИРИ сказал, что российская игровая индустрия отстает на 10 лет. Это ведь неправда. В России есть разработчики, которые до событий 2022-го работали на всю западную игровую индустрию.
У нас делали вступительный уровень для Halo Infinite, контент для Call of Duty. Компания Saber Interactive все еще сидит в Питере и готовит Warhammer 40,000: Space Marine 2. Owlcat Games еще недавно находилась в Москве и выпустила дилогию Pathfinder, а в 2023-м Warhammer 40,000: Rogue Trader. Никита Буянов и его Escape from Tarkov как были царями экстракшн-шутеров, так и остаются. Если это не современная игровая индустрия, то что тогда?
– Ты упомянул DISTORTION. Многие относятся к игре с недоверием и под материалами пишут про чемоданы. Почему так?
– Люди привыкли к джинсе. Привыкли, что мнение блогеров и СМИ покупается. Я надеюсь, что в 2022-м все это ушло, да и реклама отныне маркируется. Но аудитории сложно отвыкнуть от мысли, что теперь-то мнение точно независимое.
Разработчики позвали, а ты приехал, посмотрел и поделился мнением – точка. Но как только начинаешь говорить что-то положительное, упоминают чемоданы. Ради бога, пусть игра выйдет, и тогда уже посмотрим.
Вообще DISTORTION амбициозная, но очень странная. Когда слушаешь креативного директора Дмитрия Здесева, реально вдохновляешься. Но в голове не помещается идея, что все превратится во франшизу и будет работать, как обещано. Как мы и говорили в ролике, в игру хочется верить, но пока не совсем получается.
Про скандал с Дашей Островской
– Многие блогеры продвигают российские игры, но при этом скандалят между собой. Почему так выходит?
– Людям нравится следить за спектаклями в реальном времени. Не просто так самые популярные передачи на телевидении – всякие ток-шоу, где срываются покровы. Когда мы с кем-то скандалим, делаем это не со зла, а ради шоу. Это напоминает пинг-понг, где мы делаем подачу и даем возможность ярко ответить, красиво отыграться. Я удивлен, что оппоненты редко подхватывают мяч, чаще впадают в истерику. У тебя была прекрасная возможность сделать все красиво, но ты зачем-то превращаешь себя в мем. Не надо так.
– К слову, недавно брал интервью у Даши.
– Сразу скажу, что Даша Островская – прекрасная девушка. Я надеюсь, что когда-нибудь она нас простит. И добавит в свою игру «Догони меня, Виталя». То есть «Убеги от меня, Даша» [Кибер: на самом деле игра называется «Убеги от меня. Александра»].
– Не переживаешь, что аудитория iXBT games разорвала социальные сети Даши? Не стоило быть мягче?
– Мы никогда не призывали свою аудиторию к чему-то подобному. Вообще весь скандал с Дашей – выеденная из одного места субстанция. В чем вообще прикол был? Она попросила нас быть объективнее в отношении «Смуты», а мы вспомнили объективный игрожур нулевых. Собственно, этой теме и посвятили выпуск. Мы закончили тем, что не стоит ждать от iXBT games объективности. Мы всегда высказываем личное мнение. Объективна та журналистика, что рассказывает: «В игре есть графика, и в ней можно прыгать».
У меня другой вопрос. Почему люди, ответственные за YouTube-канал Даши Островской, не смогли достойно все прокомментировать? Я смотрел ее ответ и хватался за голову. Что вы творите? Какие обвинения в преследовании? Какие документы для прокуратуры и судебного иска? Такие темы утихают буквально на следующий день, но Даша Островская и ее команда сделали все, чтобы закрепиться в общественном сознании в образе Даши-путешественницы.
– Вы с Дашей были на мероприятии КОНФА в Питере. Там Даша отлично выступила. После этого отношение к ней изменилось?
– После КОНФЫ мы выложили ролик про выступление Даши. Если это не комплимент в ее сторону, то что тогда? Некоторые Дашины высказывания были специфическими, но я надеюсь, это постирония.
Даша поднялась на сцену, привлекла внимание к своему проекту, вынудила нас записать ролик, который посмотрело свыше трехсот тысяч человек. Люди узнали об игре, добавили ее в вишлист. Теперь, затаив дыхание, ждем релиз.
Изменили ли мы мнение к Даше Островской? Мы всегда знали, что она прекрасно выступает. Что она отличный диктор с приятным голосом. Сейчас посмотрим, как она справилась с актерской работой. В «Смуте» ей такой возможности не дали [Кибер: озвучку Даши Островской в последний момент вырезали из игры].
– Ты говоришь с юмором, но ощущение, что ты хорошо относишься к Даше и готов дружить.
– Я готов дружить. Более того, на 8 Марта я поздравил Дашу и оставил сообщение под одним из роликов. Написал: «Приезжай в Минск, поводим по лучшим местам».
Про нижний интернет и Яшу Хаддажи
– Вы рассказывали об игре Vicious Red, которую делает блогер Полезный Бес. А сами не хотите сделать игру?
– Такие фантазии бывают. Особенно когда видишь недоделанную игру и понимаешь, как ее улучшить. Но мы и так слишком заняты. Мы взяли на себя информационную работу, видим в этом свои полезность и призвание. Считаю, что принесем индустрии больше пользы, если сфокусируемся на этом деле. Сделать игру мечты разработчики предлагают каждый день, но порой даже трейлеры смотреть не успеваю. Какая тут разработка?
– Аудитория до сих вспоминает стрим по Subnautica: Below Zero. Тогда ты назвал игру ужасной, но с этим мнением многие не согласились.
– Иногда реакция специально гиперболизируется, чтобы повеселить народ. Чтобы в сети появился веселый ролик, который люди будут пересылать. iXBT games – это шоу. За стерильным мнением идите на другие каналы. В определенный момент я потерял нож, затупил и проорался. Сразу пошли миллионы новостей, что Виталя не умеет играть. Кому польза от этого? Разработчикам, конечно. А у людей появился новый повод для шуток, сплошные плюсы.
– Что такое верхний и нижний интернет?
– Все просто. Верхний интернет – это СМИ, которые сильно зависят от компаний и сглаживают углы. Нижний интернет ни от кого не зависит, поэтому говорит, что думает на самом деле, и временами жестит. Именно поэтому нижний интернет столь любим. Мы никак не зависим от игровых компаний и никогда не берем от них деньги.
Верхний интернет старается быть своим для всех и постоянно чего-то боится. Если игра хитовая, нельзя говорить, что она ужасна. Если игра ужасна, то напишем: «В ней есть что-то для каждого». Или что она «компетентно сделана». То есть она не скучная, не унылая, а компетентная.
– Есть мнение, что в интервью с Яшей Хаддажи, бывшим главой российского отделения Nintendo, вы сглаживали углы и не поднимали темы домогательств и о монополизации дистрибуции.
– Вообще в интервью мы обсуждали попытки отменить Яшу Хаддажи. Он отвечал, что нет никаких убедительных доказательств его преступлений. Насколько я понял, было целое расследование со стороны головной компании Nintendo. Потрошили компьютеры, изучали все переписки – и не нашли намеков, что Хаддажи позволял себе лишнее. В итоге его оставили на должности. Для Nintendo репутация важна. Если что-то подобное на самом деле происходит, сразу летят головы. Но я отмечу: если у кого-то есть доказательства и важные сведения, свяжитесь с нами.
А по поводу монополизации дистрибьюторской деятельности все не так просто. Есть ребята, которые увидели, что бизнес бурно растет, и захотели отжать его. Добро пожаловать, у нас так бывает. Вероятно, по этой причине и была осуществлена массированная атака на директора. Из разговора с Яшей Хаддажи я понял ситуацию так.
Другие интервью с разработчиками «Игрожуры, перестаньте считать людей идиотами». Разговор игрожура с директором 1С Game Studios «Смута» – праздник российского геймдева». Интервью с руководителем VK Play Александром Михеевым «Я люблю Россию». Разговор с создателем INDIKA, в котором участвовали и вы
TRANSLATE with
x English Arabic Hebrew Polish Bulgarian Hindi Portuguese Catalan Hmong Daw Romanian Chinese Simplified Hungarian Russian Chinese Traditional Indonesian Slovak Czech Italian Slovenian Danish Japanese Spanish Dutch Klingon Swedish English Korean Thai Estonian Latvian Turkish Finnish Lithuanian Ukrainian French Malay Urdu German Maltese Vietnamese Greek Norwegian Welsh Haitian Creole Persian
TRANSLATE with
COPY THE URL BELOW
Back EMBED THE SNIPPET BELOW IN YOUR SITE
Enable collaborative features and customize widget: Bing Webmaster Portal Back