Сообщения о ДТП, регулярно появляющиеся на страницах информагентств, напоминают фронтовые сводки с зоны военных действий.
То и дело на дорогах страны гибнут люди. А в теплое время года поток скорбных вестей только растет, ведь на дорогу массово выезжают мопеды, скутеры, электросамокаты, которыми, как правило, управляют молодые люди, и они в силу возраста далеко не всегда понимают, что находятся в зоне повышенного риска.
Дорога ошибок не прощает
С начала года в Алматы произошло 463 ДТП с участием мопедов и самокатов. В результате 500 человек травмированы, семеро погибли.
На днях официальный представитель МВД Шынгыс Алекешев на брифинге в ведомстве озвучил статистику по аварийности на дорогах страны с участием мопедов и скутеров.
Алекешев указал на то, что рост числа мопедов, скутеров и электросамокатов не самым лучшим образом влияет на ситуацию на дорогах республики.
Это в первую очередь связано с тем, что водители такого вида транспорта, как правило, не соблюдают правила дорожного движения, что зачастую приводит к печальным последствиям. По словам и. о. командира полка патрульной полиции УМПС ДП Алматы Михаила Кана, с участием мопедов и скутеров, которыми управляли несовершеннолетние, с начала года было зарегистрировано 154 ДТП. В них 180 несовершеннолетних получили травмы и 10 погибли. В 68 случаях двухколесным транспортом управляли дети.
Вот только несколько фактов ДТП с участием двухколесного транспорта. 13 апреля в Алматы произошла смертельная авария с участием двух мопедов и джипа. 21-летний мопедист при падении получил тяжелую травму головы и погиб на месте до приезда медиков.
10 июля в Алматинской области разбился насмерть 21-летний мопедист.
Какой мопедист не любит быстрой езды
И подобные сообщения приходят чуть ли не каждый день. Да и мы сами регулярно видим, как мопедисты становятся участниками ДТП. Недавно при въезде в город с Талгарской трассы в алматинском микрорайоне «Думан» сама стала свидетелем драки водителя с мопедистом. Что-то мне подсказывает, что лихие действия последнего в плотном транспортном потоке и привели к инциденту. А в прошлом году прямо напротив моего дома два лихача на мопедах устроили «байгу», и один из них решил пойти на таран встречного автомобиля, по-видимому, решив, что шлем гарантирует ему полную безопасность при столкновении. На удивление, автомобиль оказался прочнее: мопед разлетелся вдребезги, а самого гонщика увезли на «скорой».
По данным комполка Кана, на данном этапе за различные правонарушения к административной ответственности привлечено более 10 тысяч водителей мопедов и свыше 7 тысяч самокатчиков. 384 мопеда водворены на специализированную штрафстоянку.
Через полгода - жесткий спрос
Плачевная статистика с казахстанских дорог не могла остаться без внимания мажилиса.
«За 12 месяцев 2023 года на дорогах республики зарегистрировано 750 дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов, в которых 39 человек погибли и получили ранения 730 человек», - сообщили депутаты.
При сравнении данных за аналогичный период предыдущего года наблюдается значительный рост числа ДТП. Количество ДТП увеличилось более чем в два раза (на 113%, с 352 до 750 случаев), число погибших возросло в четыре раза (на 290%, с 10 до 39 человек), а количество раненых также показало почти двукратный рост (на 87%, с 390 до 730 человек).
Весной этого года парламентарии инициировали законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О дорожном движении» по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности». Он был принят в первом чтении 17 апреля 2024 года, а 15 мая его рассмотрели во втором чтении. Шансы, что именно в таком виде документ и будет подписан, а спустя время введен в действие, весьма высоки.
Водителей мопедов приравняют в РК к полноправным участникам дорожного движения. Мопеды объемом двигателя менее 50 куб. см будут отнесены к механическим транспортным средствам и подлежать госрегистрации с получением государственного номерного знака. Соответственно, водители мопедов становятся полноценными водителями транспортных средств.
Для управления мопедами граждане будут обязаны:
- проходить обязательную регистрацию ТС в уполномоченном органе;
- получать водительское удостоверение категории А1;
- проходить ежегодный техосмотр;
- оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств.
Отмечу, что в ходе работы над законопроектом были учтены риски, связанные с большим количеством уже завезенных в Казахстан мопедов. Чтобы не допустить организационный коллапс при регистрации, требования по мопедам будут введены в действие через шесть месяцев после подписания закона. Это время дается для «легализации» завезенного транспорта.
Требование о наличии водительских прав для мопедистов также отложат на полгода. Водителям дадут этот срок для решения вопроса с их получением.
Преступление и наказание
По новым правилам водитель мопеда будет нести весь спектр ответственности, возложенный на водителей механических транспортных средств.
Например, за проезд на запрещающий сигнал светофора водителю мопеда будет грозить штраф в размере 10 МРП.
За управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения тоже наступит более серьезная ответственность. Сейчас инспектор может наказать такого беспечного ездока де-юре не за нарушение ПДД, а за распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, штраф в размере 5 МРП. После принятия закона водитель мопеда будет нести ответственность по статье 608 КоАП («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения»). А здесь санкция уже куда более строгая: административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет.
Более серьезная ответственность наступит и для самокатчиков. Ежедневно в стране совершается около 100 тысяч поездок с их использованием.
Для крупных агломераций электросамокаты стали спасением от пробок. В Алматы, например, сегодня преодолеть среднюю дистанцию гораздо проще на электросамокате, особенно в часы пик. В целом, за последние пару лет самокаты стали неотъемлемой частью жизни мегаполисов Казахстана. Разумеется, это снижает нагрузку на автоинфраструктуру, однако с ростом числа пользователей электросамокатов растет и число аварийных ситуаций - не только на дорогах, но и на тротуарах.
Конфликт между пешеходами, автолюбителями и пользователями самокатов зародился почти сразу после их массового появления. В теплое время года на улицах городов можно увидеть большое количество самокатов, которые несутся на высокой скорости. Пешеходы не всегда могут сразу заметить приближение такого транспорта, и столкновения часто приводят к травмам с обеих сторон. Пешие граждане возмущаются, что из-за двухколесного транспорта стало невозможно спокойно пройти по тротуарам.
Автомобилисты же жалуются, что большинство самокатчиков и мопедистов вообще не соблюдают правил: выезжают за стоп-линию, неправильно обгоняют, подрезают, поворачивают с крайнего левого ряда направо и наоборот.
В МВД заявляют, что основная масса нарушений выявляется в Алматы, Шымкенте и Астане. С начала года в Алматы зафиксировали около 7 тысяч нарушений самокатчиками. Но если раньше их наказывали как иных участников дорожного движения, то теперь - как обычных водителей. С начала 2024 года зарегистрировано два ДТП, в результате которых один человек погиб, а двое получили травмы. Из-за различных нарушений, связанных с вождением электросамоката, к ответственности было привлечено около двух тысяч человек.
С 18 сентября 2023 года в силу вступили изменения в закон о «Правилах дорожного движения». По ним передвигаться по проезжей части на самокате разрешается только по достижении 18 лет и при наличии водительского удостоверения любой категории. При отсутствии велосипедных дорожек водителям электросамокатов разрешается ехать только по правому краю дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.
Также водителям электросамокатов запрещается двигаться по проезжей части, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить грузы и пассажиров, поворачивать налево на дорогах, имеющих больше одной полосы движения в данном направлении.
Нельзя ехать через проезжую часть по пешеходному переходу, управлять самокатом без застегнутого шлема и без светоотражающего элемента в темное время суток.
Время большой лафы, похоже, закончилось для новых участников дорожного движения.