Найти тему

Герои коллекции РетроЛайн: Ikarus 255.70

Оглавление
В нашей коллекции имеется множество интересной техники, среди которой имеются и автомобили, и грузовики, и автобусы, а также различная спецтехника. О некоторых экземплярах мы уже рассказывали на этом канале, но немалое количество техники пока что осталось без нашего внимания. Чтобы исправить эту досадную оплошность, мы запускаем новую рубрику "Герои коллекции РетроЛайн", посвященную наиболее интересным экспонатам. Сегодняшний наш герой - это по-настоящему легендарный междугородный автобус родом из Венгрии - Ikarus 255. В этой статье вы познакомитесь с увлекательным рассказом об этом автобусе и о том, как он попал к нам в "РетроЛайн".

Итак, с вами на связи ваш бессменный проводник в мир транспорта @Troll&Bus, и прежде чем рассказать об Икарусе из нашей коллекции, мне бы хотелось провести небольшой экскурс в историю модели "255". Изначально я планировал посвятить этому отдельный большой материал, но буквально недавно вышел крайне подробный и качественный обзор в двух частях от канала НПАП №1 Икарус. Ссылки на обе части я оставлю прямо здесь:

Ikarus 255: рессорный "полулюкс". Часть 1

-2

Ikarus 255: рессорный "полулюкс". Часть 2

-3

В этих материалах вы сможете в подробностях узнать о модели Ikarus 255, ознакомиться с уникальными чертежами, выполненными одним из авторов, а также увидеть множество фотографий из архивов. Ну а в своей статье я лишь дам небольшую историческую справку.

История модели

Думаю для наших подписчиков не будет секретом, что 200-я серия стала в своем роде революционным прорывом для венгерского производителя автобусов. Новый кузов, новые агрегаты, новое шасси. Однако не все представители "двухсотого" семейства представляли собой абсолютно новые автобусы. Ikarus 255 как раз и является одним из таких представителей. В его основе лежит шасси междугороднего автобуса предыдущего поколения - Ikarus 55, о чем вполне открыто говорит индекс модели "255".

Ikarus 55 на сегодняшний день считается одним из самых красивых автобусов венгерского производителя. Однако в конце 60-х годов он уже считался крайне устаревшей моделью и новое "200-е" семейство выглядело на его фоне крайне прогрессивно.
Ikarus 55 на сегодняшний день считается одним из самых красивых автобусов венгерского производителя. Однако в конце 60-х годов он уже считался крайне устаревшей моделью и новое "200-е" семейство выглядело на его фоне крайне прогрессивно.

Автобус имел абсолютно такую же подвеску, рулевое управление, тормозную систему, что и Ikarus 55. В салоне были установлены сиденья от него. А ранние модификации "255-го" и вовсе комплектовались двигателем Csepel D-614 (145 л.с) и коробкой передач ATRA ASH-65 от предшественника. Впрочем, с появлением модификации "255.20" автобус получил двигатель Rába-MAN D2156HM6U (192 л.с) и коробку передач ATRA ASH-75, являющиеся стандартом для 200-го семейства.

В коллекции СПб ГУП "Пассажиравтотранс" имеется такой "55-й", причем в модификации Lux
В коллекции СПб ГУП "Пассажиравтотранс" имеется такой "55-й", причем в модификации Lux

Единственным существенным отличием ранних Ikarus 255 от Ikarus 55 был новый кузов. Однако, несмотря на внешнюю схожесть с флагманским Ikarus 250, конструктивно он был совершенно другим. Например, уровень пола у "255-го" был ниже на 100 мм, чем у "250-го".

Опытный образец Ikarus 255
Опытный образец Ikarus 255

Итак, Ikarus 255 сменил в 1972 г. Ikarus 55 и в модельной линейке представлял собой упрощённую модификацию Ikarus 250. Он был короче на 1 м, но брал на борт 45 пассажиров за счёт отсутствия гардероба, холодильника и меньшего расстояния между креслами. Внешне его можно было отличить от Ikarus 250 ранних серий по наличию задней двери ручного открывания. Но главное отличие между моделями обнаруживалось на ходу, ведь использование рессорной подвески делало Ikarus 255 значительно жестче своего старшего брата.

-7

"255-й" комплектовался теми же двигателем и пятиступенчатой КПП, что и Ikarus 250 выпускавшийся до 1980 г. Однако модернизация 1980 г. его не коснулась, и "255" продолжал выпускаться в неизменном виде. В семидесятые годы объём производства Ikarus 255 в несколько раз превосходил объём выпуска "люксового" 250-го.

-8

Использование старого шасси позволило Ikarus 255 стать одной из немногих моделей "200-го" семейства, которая практически не имела детских болезней. Так что хоть сейчас венгры и относятся с долей иронии к "Икарусу" с рессорной подвеской, но именно благодаря этой модели, прогрессивная линейка "двухсотых Икарусов", смогла сохранить репутацию надежных и простых в эксплуатации автобусов, несмотря на большое количество проблем у других, более технологичных моделей первых годов выпуска.

Музейный Ikarus 255.70 из города Таллин.
Музейный Ikarus 255.70 из города Таллин.
-10

Что касается модификаций Ikarus 255, то за двенадцать лет производства их выпустили большое множество. Как и в случае с другими автобусами "200-го" семейства, различия между модификациями зачастую заключались в том, для рынка какой страны они выпущены. Например, для ГДР выпускались модификации Ikarus 255.71 и Ikarus 255.72

А в СССР массово поставлялась только модификация Ikarus 255.70. Ее индекс не отличался от базовой версии, выпускаемой для Венгрии и Польши, но производилась она по изменённому техническому заданию. В Советском Союзе "255-е", как правило эксплуатировались между городами на маршрутах протяженностью не более 200 км.

Для ранних Ikarus 255.70 были характерны высокие двери.
Для ранних Ikarus 255.70 были характерны высокие двери.

Отличия модификации для СССР заключались лишь в расположении горловины топливного бака в левом борту. Также на ранних машинах доустанавливался прожектор на крышу.

Позже модификация для СССР комплектовалась только дверьми пониженной высоты.
Позже модификация для СССР комплектовалась только дверьми пониженной высоты.

Выпускался "255-й" до 1984 года. Причем с 1977 он выпускался параллельно со своим преемником Ikarus 256, призванным его заменить. Всего с 1972 года заводом в Секешфехерваре было выпущено 24196 экземпляров Ikarus 255.

О нашем "Икарусе"

Наш автобус представляет собой модификацию Ikarus 255.70, созданную специально для эксплуатации в СССР, о которой я рассказывал в прошлом разделе. История данного экземпляра довольно занимательна. О ней я и поведаю ниже.

Глава первая: Мурманск

Начну, пожалуй с того, что с нашим "Икарусом 255" связана одна легенда, которая объясняет каким образом этот автобус попал за полярный круг в город Мурманск.

-15

Дело было так. В далекие 70-е годы в Мурманск прилетел человек министр транспорта СССР и в аэропорту собралась делегация для встречи. Все бы хорошо, но в качестве транспорта для министра использовалась "барбухайка" аля "Кубань-Г1". Разумеется, высокопоставленному чиновнику, такое совершенно не понравилось, и мурманским транспортникам пришлось лететь аж в Москву, дабы забрать оттуда новенький Ikarus 255. Причем, как гласит молва, автобус забрали прямо с выставки на ВДНХ. В качестве доказательства приводится светлая отделка сидений, характерная выставочным образцам.

-16

Насколько эта история правдива, сказать сложно, но факт в том, что автобус оказался в Мурманске. Причем так вышло, что данный автобус практически никогда не работал на маршрутах. Сперва он эксплуатировался в качестве служебного автобуса в порту. Потом работал развозкой на предприятии "Колэнерго", а именно на мурманской ТЭЦ.

Первые фотографии этого автобуса, которые мне удалось найти датируются 2010 годом. На снимке ниже вы можете увидеть автобус в традиционной для "Икарусов" окраске.

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru
Фото взято с сайта fotobus.msk.ru

Но уже в 2011 году автобус перекрасили в нетипичную, но крайне интересную схему окраски. Автобус стал настоящим стилягой. И несмотря на то, что он являлся одним из старейших автобусов в Мурманске, визуально и технически его всегда старались поддерживать в отличном состоянии

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru
Фото взято с сайта fotobus.msk.ru

И вот однажды ребята из "РетроЛайна" заметили этот замечательный автобус и решили, что несомненно хотели бы видеть его в своей коллекции, дабы сохранить этот экземпляр для потомков. И судьба им в этом благоволила, ведь когда состоялись торги, то именно команде "РетроЛайна" удалось выиграть в них.

Надпись на лобовом стекле очень явственно отражает суть этого "Икаруса". Действительно, настоящая машина времени. (Фото взято с сайта fotobus.msk.ru)
Надпись на лобовом стекле очень явственно отражает суть этого "Икаруса". Действительно, настоящая машина времени. (Фото взято с сайта fotobus.msk.ru)

Так что в начале 2020 года, аккурат перед пандемией, делегация из Санкт-Петербурга отправилась прямиком за полярный круг.

Глава вторая: Перегон из Мурманска в Санкт-Петерург

-20

Поездка за "255-м" из СПб в Мурманск выглядела, как самая настоящая авантюра. Посудите сами, вводные данные выглядели весьма рискованно:

  • машина 70-х годов,
  • холодное время года,
  • расстояние в 1300 км по дорогам Крайнего Севера.

Впрочем, для ребят из "РетроЛайна" и "RetroBus" подобное никогда не было преградой. В определенных кругах они хорошо известны своими "роад-киллами" на разного рода технике. Ниже я оставил ссылки на статьи Дениса Шаляпина, рассказывающие про некоторые из таких "роад-киллов", так что настоятельно рекомендую ознакомиться.

Альтерна. Портрет своего времени
Гармонь, ещё гармонь...
Грозный турок или двадцать два несчатья
Рязанский немец венгерского производства – петербуржец

Но вернемся к "Икарусу". Ребята прибыли в Мурманск и там у них была возможность очередной раз осмотреть машину, а также подготовить ее перед дальней поездкой.

-21
-22

Автобус находился в действительно хорошем техническом состоянии, так что была вероятность того, что поездка пройдет без особых приключений. Но не будем забегать вперед.

 Последнее фото Икаруса на базе в Мурманске
Последнее фото Икаруса на базе в Мурманске

Обратите внимание, что все сиденья в салоне были закрыты чехлами. Позже в этой статье я покажу вам как выглядит салон этого "255-го".

-24

Нельзя также не упомянуть героев поездки, а именно Сергея и Дмитрия. Диму, я уже как-то упоминал ранее в статьях. У него имеется обширная коллекция автобусов, грузовиков и автомобилей преимущественно из стран бывшего Восточного Блока.

Сергей
Сергей
Дмитрий
Дмитрий
За рулем "Икаруса"
За рулем "Икаруса"

Итак, ребята в приподнятом настроении отправились в долгую дорогу, которая сулила множество красивейших пейзажей Крайнего Севера и Карелии.

-28
-29

Однако Мурманск не захотел сразу отпускать наших героев. В самом начале путешествия они простояли в очереди в порту целых четыре часа, после чего на все плюнули и поехали в объезд. Следующей остановкой после Мурманска значилась Кандалакша. Этот небольшой городок примечателен своей природой и следами деятельности человека эпохи позднего неолита.

Ikarus 255 на фоне гостиницы "Беломорье".
Ikarus 255 на фоне гостиницы "Беломорье".

Именно в Кандалакше ребята остановились переночевать в аутентичной советской гостинице под названием "Беломорье".

-31
-32

После ночевки ребята с новыми силами отправились в дорогу. На удивление, путешествие выходило крайне комфортным. автобус позволял разгонять его вплоть до 100 км/ч и не доставлял никаких проблем в дороге. Единственной существенной проблемой была неработающая "автономка", поэтому в автобусе было прямо скажем, не жарко.

-33

Наконец, "Икарус" покинул Мурманскую область. Ребята не упустили возможности сфотографироваться со стелой "Полярный круг", расположенной прямо на границе Республики Карелия и Кольского полуострова.

-35

В Карелии была еще одна остановка, после которой автобус направился в Ленинградскую область, а потом и в сам Петербург. Остаток пути прошел каких-либо приключений. Не могу не отметить, что "Икарус" за более чем тысячу километров дороги лишь один раз потребовал экстренную остановку для того, чтобы долить антифриз. В остальном автобус позволил без проблем преодолеть столь большое расстояние, более того сделать это с комфортом. Иными словами "роад-килла" не получилось. И за это "255-й" однозначно достоин уважения.

Вот так выглядел "Икарус" после долгой дороги в Санкт-Петерург.
Вот так выглядел "Икарус" после долгой дороги в Санкт-Петерург.
-37

Спустя какое-то время "255-й" встал на учет, тем самым получив официальную прописку в Санкт-Петербурге.

-38
Так выглядит лицо счастливого владельца "Икаруса".
Так выглядит лицо счастливого владельца "Икаруса".

Ну и разумеется, не обошлось без небольшой фотосессии на фоне автовокзала на Обводном канале.

-40
-41
-42
-43
-44
-45

Картину на фото ниже еще пятнадцать лет назад можно было наблюдать практически на любом автовокзале нашей страны.

-46
-47
-48

-49
-50

Как и обещал, демонстрирую салон Ikarus 255 без чехлов на сиденьях. Только посмотрите в каком прекрасном состоянии сохранились эти кресла с обивкой из светлого дермантина!

-51

Руль и приборная панель "Икаруса" также сохранились в первозданном виде, пускай и не без изъянов.

-52

Но несмотря на то, что автобус со стороны выглядел очень даже неплохо, а его техническая часть позволила без проблем проехать большое расстояние, автобус все-таки нуждался в полноценном восстановлении. Об этом и пойдет речь в следующей главе.

Глава третья: Восстановление

А сейчас мы перемещаемся из 2020 года обратно в 2024-й. Ведь именно тогда начались кузовные и малярные работы по "Икарусу". В конце июня я имел возможность увидеть этот автобус на этапе подготовки к покраске, а также поснимать его. Так что спешу поделиться с нашими уважаемыми читателями этими уникальными кадрами "255-го".

 На стойке можно заметить будущий цвет "Икаруса"
На стойке можно заметить будущий цвет "Икаруса"
-54
-55
-56
-57
-58
Салон - это та часть автобуса, которая практически не требовала вмешательств при восстановлении.
Салон - это та часть автобуса, которая практически не требовала вмешательств при восстановлении.

Глава четвертая: Преображение

Итак, вот мы и подходим к финальному образу нашего героя. На прошлой неделе я вновь был в гостях у "Икаруса" и мне удалось поснимать его в новом облике. Как по мне, получилось очень достойно. Возможно некоторые спросят, почему не сохранили ту интересную схему окраски, с которой он щеголял в Мурманске. И ответом на это будет тот факт, что у ребят из "РетроЛайна" стояла задача вернуть автобусу исторический облик, а яркая схема окраски, выполненная силами работников из Мурманска, в эту концепцию, увы, никак не вписывалась.

-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68

Уже совсем скоро автобус сможет выйти в свет. Осталось лишь довести до ума техническую часть и более детально поработать над внешним обликом "255-го". Однозначно мы сможем увидеть его на ежегодном параде ретро-транспорта в Санкт-Петербурге в 2025 году. И кто знает, может быть он засветится на каком-нибудь мероприятии уже в этом году...

А на этом у меня все. Благодарю за то, что дочитали материал до конца. До новых встреч на этом канале!

Отдельное спасибо Дмитрию за предоставление фотографий для данного материала.