Истории про маньяков — отдельный сериальный жанр, который всегда притягивает зрителей к экранам. Некоторые сериалы раскрывают, что движет жестокими преступниками, другие рассказывают о том, как сложно поймать маньяков — порой их поведение ничем не отличается от обычных людей. В начале 2024 года в России вышло сразу два сериала о поиске маньяков — «Внутри убийцы» и «Тень Чикатило».
Декстер
«Де́кстер» («Dexter»), многосерийная американская криминальная драма, транслировавшаяся на канале Showtime в 2006–2013 гг. Первый сезон позиционировался как экранизация романа Дж. Линдсея «Дремлющий демон Декстера» («Darkly Dreaming Dexter», 2004), а продолжения имели минимальные сюжетные пересечения с фабулой других книг серии. Исполнительными продюсерами сериала выступили Д. Серон, который покинул проект после 1-го сезона, и К. Филлипс, который ушёл после 4-го сезона.
Сюжет и структура
В центре сюжета – жизнь серийного убийцы Декстера Моргана. Днём он работает экспертом по анализу брызг крови в полиции Майами, а ночами охотится на преступников. Сериал «Декстер» насчитывает 8 сезонов по 12 серий в каждом продолжительностью от 50 до 55 мин. Криминальная драма объединена магистральным сюжетом и центральными персонажами, однако каждый сезон имеет собственную внутреннюю драматургию. Так, в 1-м сезоне основной конфликт разворачивается вокруг поисков «ледяного убийцы», а 4-й фокусируется на противостоянии Моргана и маньяка Троицы. Таким образом, структура задаётся введением в повествование соперников Моргана, столкновения с которыми раскрывают новые стороны его характера. Сезон, как правило, заканчивается на гибели или тюремном заключении злодея, что сближает сериал с жанром полицейской процедурной драмы (процедуралом).
Сериал обладает всеми жанровыми атрибутами детектива: интригой, мотивом расследования, подозреваемыми, криминальной фабулой и т. д. Избранный авторами подход можно назвать переосмыслением жанра. Повествование ведётся от лица героя, который одновременно является сотрудником полиции и преступником. Саспенс зачастую порождается тем, что истинная личность Декстера Моргана может быть в любой момент раскрыта. Сериал можно рассматривать и как многосерийную драму, ключевое место в которой отводится психологии центрального персонажа, его внутренним переживаниям и переменам состояния на протяжении всех восьми сезонов. Такое прочтение объясняет способ и тон повествования. Рассказчик – сам герой, чьи монологи служат нарративным фоном серий. Чёрный юмор возникает из недостатка у него эмпатии и особенностей восприятия им окружающего мира.
Ганнибал
Итак, следующей темой для обзора я выбрал американский сериал "Ганнибал" от канала NBC, выходивший с 2013 по 2015 год. Это жестокий криминальный триллер, основанный на серии книг Томаса Харриса о докторе Ганнибале Лектере, гениальном психиатре и по совместительству серийном убийце-каннибале. Книги были несколько раз экранизированы, но наибольшую известность история о Ганнибале получила после выхода оскароносного "Молчания ягнят" 1991 года с Энтони Хопкинсом, который и создал на экране образ утонченного, безупречного гурмана-эстета и блестящего философа-психиатра, на досуге убивающего и поедающего людей.
Сюжет:
Было снято 3 сезона, рассказывающие историю поимки Ганнибала Лектера, предшествующую событиям "Молчания ягнят" и убирающуюся в рамки действия книги "Красный дракон". Она тоже несколько раз экранизировалась, но ни одна из них не получила такой же культовый статус.
Так вот, есть такой паренек Уилл Грэм, морально неуравновешенный товарищ с подозрением на аутизм и социопатию. Он ведет лекции в ФБР по поведенческому анализу психопатов-убийц всех мастей. Сам он с "полей" ушел, ибо морально не справляется с нагрузкой, созерцая картины жестоких преступлений. Парень обладает мощнейшей эмпатией и воображением, погружаясь в картину убийства и видя все шаги преступника и его мотивы, но вот отходняки от такого максимального погружения у него очень жесткие. Его действия крайне полезны для следствия, но психика не выдерживает, поэтому ему спокойней читать лекции в аудитории и не отсвечивать.
Фишер
«Фишер» — детективный триллер, основанный на реальной истории о серийном убийце, орудующем в СССР. Сериал преобразует образ маньяка на художественный манер, предложив ему мотивацию и представив его убийства как искусное ремесло. Автор «Канобу» Светлана Кириченко рассказывает, как сценаристы и режиссёры проекта переосмыслили фигуру одного из главных маньяков СССР, и почему им стоило обратиться к опыту работы Netflix над экранизацией реальной истории о серийном убийце.
1986 год, Московская область. Маленький Игорь высматривает на лесной опушке пролетающую комету, а вместо этого видит выходящего из чащи мужчину с окровавленным трупом на руках. Испуганный ребёнок бежит домой, однако родители не слишком интересуются сыном, чтобы хоть как-то отреагировать на ситуацию, и обвиняют Игоря в слишком уж бурной фантазии. Несмотря на реакцию отца и матери, мальчик звонит в милицию.
В районе правительственных дач обнаружен окровавленный труп подростка. Есть подозрения, что это дело рук маньяка-гастролёра. Из Ростова в Москву вызывают опытного следователя Евгения Бокова (Иван Янковский), грубияна и сексиста, чья жена Марина (Диана Милютина) тяжело больна. В напарники ему ставят неопытную, но старательную дознавательницу Наталью Добровольскую (Александра Бортич) и проницательного прокурора Валерия Козырева (Александр Яценко). Троица абсолютно непохожих друг на друга людей должна в кратчайшие сроки поймать одного из самых жестоких серийных убийц, орудовавших на территории Советского Союза.
Сериал ссылается на историю маньяка-педофила Сергея Головкина – последнего казнённого преступника в России. Серийный убийца, получивший прозвище «Фишер» и «Удав», несколько лет орудовал на территории Одинцовского района и совершал жестокие убийства в собственноручно оборудованной в гараже пыточной.