Найти тему
MR7.ru — Мой район

Соцответственность с коммерческим подтекстом: зачем Юрент на треть сокращает количество электросамокатов в Петербурге

Оглавление

Компания МТС Юрент заявила о планах радикально — на треть — сократить число своих арендных электросамокатов в Петербурге. По версии кикшерингового сервиса, городская инфраструктура не рассчитана на такое количество двухколесного электротранспорта. Последовать её примеру компания призвала и других операторов.

Против запрета

Для крупного бизнеса добровольное сокращение парка самокатов выглядит странно. Когда в сентябре 2023 года электросамокаты запретили в Париже, сооснователь МТС Юрент Андрей Азаров назвал это исключением, а автора идеи мэра Анн Идальго — популистом.

«Мэр-популист провела оффлайн-референдум, в котором приняло участие 7% жителей города, довольно возрастных, которые на офлайн-референдуме проголосовали против. И они проголосовали не против самокатов», — рассказал тогда Азаров в интервью RTVI.

По его мнению, парижский запретительный подход ничего по большому счёту не изменил: вместо самокатов сервисы проката стали сдавать в аренду электровелосипеды.

Но не прошло и года, как МТС Юрент в Петербурге не только поддерживает запрет на парковку самокатов в центре города, но и предложил всем остальным сервисам сократить число своих аппаратов на 30%. По версии компании, это сделает жизнь петербуржцев безопаснее и комфортнее. При этом небольшие подсчеты показывают, что и сама компания в накладе не останется.

Поделить спрос на троих

В 2024 году три крупнейших кикшеринговых сервиса вывели на улицы Петербурга без малого 50 тысяч электросамокатов. Больше всего аппаратов у Whoosh (20 тысяч), на втором месте МТС Юрент (15 тысяч), замыкает тройку лидеров Яндекс Go (13 тысяч).

По данным Ассоциации операторов микромобильности, за четыре месяца в городе пользователи совершили больше 22,5 миллионов поездок на прокатных самокатах, то есть в среднем порядка 5,6 миллионов поездок в месяц — то есть в среднем по 117 раз прокатились на каждом арендном самокате.

Когда число поездок на самокате превышает этот показатель, компания-оператор демонстрирует коммерческий успех, когда поездок меньше — сервис, очевидно, терпит фиаско.

Сокращать самокаты или расходы?

По заявлению МТС Юрент, в среднем за месяц их клиенты совершают около миллиона поездок. То есть на каждый из 15 тысяч их самокатов приходится около 60 поездок, что примерно вполовину меньше порога, назовем его так, рентабельности.

Для сравнения: по данным Whoosh, их самокатами за четыре месяца воспользовались около 10 миллионов раз, примерно по 2,5 миллиона раз в месяц. Получается, на каждый из 20 тысяч самокатов компании приходится по 125 поездок.

Данных по количеству поездок на самокатах Яндекс Go в открытом доступе нет, но, если вычесть из общего числа цифры остальных двух сервисов, получится, что и у этой компании показатели превышают средние.

Эти простые вычисления показывают, что «социальная инициатива» МТС Юрент — по сути, отказ от нерентабельной части бизнеса и приведение числа самокатов в соответствии со спросом. А призыв к другим операторам также сокращать парк может обернуться перераспределением спроса между всеми игроками и появлением дополнительной выгоды для отстающего.