Будет ли разгадана величайшая тайна христианства, и поможет ли эта находка навести на след исчезнувшего Святого Грааля? Одна из главных библейских историй – это встреча Иисуса Христа со своими апостолами перед его казнью. Совместная трапеза именуется как Тайная вечеря, а ныне отмечается всем христианским миром как Пасхальная неделя. Археологи, спустя 2000 лет после этих событий, продолжают прикладывать огромные усилия для того, чтобы найти точное месторасположение здания в Иерусалиме, в котором произошло это событие.
Исследователи считают, что библейский сюжет состоялся на самом деле в комнате на втором этаже двухэтажного дома, построенного из известняка и имеющего красную покатую крышу. Причем это здание сохранилось и все еще находится в Иерусалиме.
Комната Тайной вечери, о которой идет речь в библейских данных, была отражена на нескольких знаменитых картинах, которые датируются как минимум четвертым веком нашей эры.
Уже тогда христиане регулярно приходили в это помещение, чтобы отдать дань почтения последним часам жизни Христа, предшествующим распятию. Паломничество тысяч людей продолжается вплоть до нашего времени.
Что произошло во время Тайной вечери?
В Библии с подробностями описывается ход Тайной Вечери. Она случилась в 33 году н. э. Во время трапезы Иисус сидел со своими 12-ю апостолами за столом. И в тот вечер прозвучали Его знаменитые слова, что один из них предаст его. Кроме того, он добавил о своей смерти, что она неизбежна.
Тогда же Христос благословил хлеб и вино, пояснив, что они символизируют его тело, которое будет умерщвлено, и кровь, которую пролита будет им ради прощения людских грехов.
Та самая комната на втором этаже, также известная под названием Горница, изначально была приспособлена для молитв, в которой помещались более сотни человек.
Есть ее краткое описание в Евангелии от Луки 22:11-13, когда Иисус попросил найти для него просторную комнату с мебелью, где он с учениками мог бы отпраздновать пасхальную трапезу.
Здание с Горницей находится в старом Иерусалиме на горе Сион, у южных ворот. Сама горница представляла собой помещение с большими сходящимися колоннами, которые являлись основанием для сводчатого потолка. Здание имело покатую крышу красного цвета, которая сохранилась до сих пор.
Поскольку археологи не имели возможности проводить исследования, они до сих пор не могут подтвердить, действительно ли это то самое здание, в котором состоялась Тайная Вечеря.
Что обнаружили исследователи?
Самую раннюю карту Иерусалима удалось обнаружить греческим православным христианам в 1884 году, как считается, в период строительства нового здания церкви в Иорданском городе Мадабе.
Как выяснилось, схема была начертана в 560 году н. э. как изображение Святой Земли с картой главной улицы – Кардо Максимус. Она проходила через городской центр, а также два сооружения на южном конце (внизу справа), которые считаются священными и могут быть опознаны как раз крышам, окрашенным красным цветом.
Все описание рисунка было сделано на греческом языке, включая такие термины как «Дамасские ворота», площадь слева, и южные «Яффские ворота» внизу, а также Вифлеем справа.
Но только в 2017 году внештатный преподаватель религиоведения в Университете Северной Каролины Дэвид Кристиан Клаузе, заметил кое-что примечательное: именно на этом же месте, изображенном на карте, как раз и находится здание, которое имеет такую же красную покатую крышу, как и у здания, где по легенде проходила Тайная вечеря.
Это и навело исследователей на мысль, что нынешняя Горница как раз и была тем самым местом, где на самом деле состоялась Тайная Вечеря. Однако ученым все еще были необходимы неопровержимые доказательства верности их догадки, связанной со зданием, которое удалось обнаружить на рисунке VI века в Италии почти 200 лет назад.
Рисунок изображает Иисуса, которые въезжает через Южные ворота города на осле. А на заднем плане можно увидеть то самое здание с красной крышей, в котором была Тайная вечеря.
Эта история изложена в Евангелии от Матфея, где рассказывается о том, как Иисус вошел в Иерусалим, чтобы исполнить пророчество Захарии, в котором говорилось о «Втором пришествии Иисуса Христа» и о том, что мертвые воскреснут.
В рассказе говорится: «Скажите городу Сиону: вот, царь твой грядет к тебе! Он кроткий, ездит на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
Другое изображение, как предполагается, того же здания, было обнаружено еще в 1585 году. Это фреска IV века, на которой изображен Иисус Христос, перед которым стоит Мария Магдалина. Сцена показывает момент воскресения Его из мертвых. А прямо за тем местом, где произошла эта встреча, находится дом с такой же покатой крышей.
Согласно Евангелию от Иоанна, после своего воскрешения Иисус возвратился в Горницу, что и связывает библейскую историю с его совместным с Марией Магдалиной изображением.
Но есть и другая версия смысла сцены на фреске. Некоторые археологи интерпретируют ее как изображение Христа, перед которым стоит на коленях женщина с просьбой вылечить ее, а вовсе не является сценой Его воскрешения.
Современные исследователи пытаются найти доказательства этой теории
В 2019 году управление древностей Израиля (IAA) решило исследовать здание, с применением лазерных технологий, а также новейших методов фотографирования. Удалось вернуть комнате прежний вид, убрав все переделки, которые были проведены в Горнице на протяжении многих сотен минувших лет, и получить изображение, как изначально она выглядела во момент Тайной вечери.
«У меня было ощущение, будто я попал в сюжет фильма «Код да Винчи», – рассказал тогда изданию Fox News археолог Иерусалимского округа управления древностей Израиля Амит Реем. — Нам предстояло осуществить расшифровку древних символов».
Ученые перенесли на карту каждый сантиметр помещения, чтобы «воссоздать точную модель всего пространства». И это позволило отметить интересные особенности, которая содержала комната. Удалось обнаружить на потолке не совсем понятные изображения – символы «Агнца Божьего» (Agnus Dei), и иудейского Льва.
Реем пояснил, что Лев являлся символом царя Давида, а Иисус, как отмечают древние писания, являлся потомком знаменитого царя Давида.
По словам Реема, перед исследователями теперь стоит задача провести дополнительную экспертизу, поскольку до сих пор нет никаких археологических доказательств того, что нынешнее место Тайной вечери действительно таковым является. Ранее в IAA заявляли, что плохое освещение объекта, выцветшие стены и продолжающиеся реконструкции помешали им провести дополнительные исследования.
«Время от времени, когда у нас появляется возможность, мы продолжаем документировать другие части священного комплекса», – уточнил Реем, выразим надежду, что возможно, в будущем у появится возможность провести небольшое классическое археологическое исследование.
Что со Святым Граалем, и причем здесь король Артур?
Если удастся доказать, что обнаруженное здание действительно является местом состоявшейся 2 тысячи лет назад последней трапезы Христа, то это может пролить свет и на историю еще одной легендарной христианской реликвии – Святого Грааля.
По библейскому сюжету, Грааль – это чаша, из которой пил Иисус во время Тайной Вечери. Из нее же совершили первое таинство евхаристии — причастие и апостолы. Как гласит церковное предание, хранить одну из главных святынь — чашу с Тайной вечери доверили «другу Христову».
В исторических хрониках часто упоминается круг так называемых «реликвий страстей» — предметов, связанных с последними часами жизни Спасителя. Среди них также Святой Крест, табличка с надписью имени на кресте, гвозди, терновый венец, столб бичевания, розги или плеть, копьё Лонгина, губка с уксусом, плащаница и сударь.
Артефакты хранились в разных уголках мира. Местоположение большинства (пусть и с некоторыми оговорками) известно. Например, терновый венец сейчас в Париже, плащаница – в Турине. Крест, как и гвозди, разделили на мелкие кусочки и развезли по континентам.
А судьба Святого Грааля по-прежнему неизвестна. Самым популярным и распространённым описанием реликвии имеется в «Романе об истории Грааля» Робера де Борона, написанного в XIII веке, где Грааль является в виде чаши.
Согласно легенде, после казни Христа чашу находит на Голгофе Иосиф Аримафейский. Он приносит ее Понтию Пилату. Прокуратор, который по некоторых источникам был другом Иосифа, возвратил сосуд ему и приказал похоронить тело Христа.
В момент, когда Иосиф снял с креста тело Мессии, он увидел, что ран Его кровоточат и собрал кровь Иисуса в чашу.
После воскрешения Христа иудеи заточили Иосифа в подземелье, куда к нему в последствии и явился воскресший Мессия. Он вернул Грааль Иосифу и завещал его сберегать.
Стоит отметить, что сюжеты, которые приведены в произведении де Борона, в действительности присутствуют в Библии, однако там нигде не встречается упоминание о Граале. Хотя сам автор романа утверждал, что его произведение создано на основе переведенных текстов древнего латинского происхождения, вероятно, пытаясь придать большей достоверности своей книге.
Легенды говорят о том, что после освобождения из иудейской темницы Иосиф Аримафейский путешествовал с чашей по миру и нес христианскую веру. Когда он добрался до британских островов, то возвел монастырь, который получил название Гластонбери. Так же был создан монашеско-рыцарский орден, который был призвал охранять Грааль.
Позже, в V − VI вв. орденом Грааль был перевезен в святыню Саррас. Место, где она находится по сей день остается неизвестным. Одна из версий гласит, что там чаша вознеслась на небо, другая, что Грааль все же остался в Гластонбери, но был надежно укрыт в его подземных лабиринтах.
Вторая версия как раз и приводит легенду о Граале к историям о короле Артуре, во времена которого Святая чаша стала главным артефактом сказаний о рыцарях Круглого Стола. В средние века эти истории были настолько популярными, что по настоящее время Грааль считают связанным именно с Артуром.
Ученые не признают подлинность Граалей, выставленных в музеях
После этого на протяжении нескольких столетий следы артефакта страстей Христовых периодически появлялись в разных городах. Однако, ни один из них так и не получил сколько-нибудь весомых доказательств подлинности.
На данный момент чаш, претендующих на историческую достоверность, две. Одна из них, обнаруженная в антиохийском кладе, выставлена в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.
И хотя почитатели уверены в его подлинности, в ходе исследований стало достоверно известно, что он не имеет никакого отношения к причастию апостолов и был изготовлен в 6 веке.
А вторая реликвия до сих пор является предметом споров среди ученых. Часть исследователей относит ее к I веку, часть считает, что она была произведена гораздо позже.
И даже несмотря на то, что местные жители пытаются всех уверять, что из святыня признана подлинной самим Ватиканом, в ней нет массового паломничества.
В отношении второго артефакта ученые также доказали, что и он не является подлинной святыней.
В среде исследователей считается, что Грааль утерян навсегда. О его местонахождении доподлинно знал Иосиф Аримафейский, однако эту тайну он никому не передал и унес с собой в могилу, которая, кстати, тоже на данный момент обнаружить не удалось.