Найти тему
Октагон.Медиа

Туристы распробовали сельскую жизнь

Коллаж: Анна Бабич
Коллаж: Анна Бабич

В текущем году спрос на экотуры от фермерских хозяйств и предприятий вырос на 40 процентов, подсчитали аналитики. Наиболее популярны у россиян короткие поездки на один-два дня с дегустациями фермерской продукции и местных вин – каждый четвёртый тур связан с посещением локальных южных виноделен. Если ещё пару лет назад в центре таких путешествий была еда, то теперь туристам стала интересна сельская жизнь: походы за грибами и ягодами, прогулки на лошадях, сбор винограда и персиков, местные обряды и уход за животными.

За экзотикой – в село

Лидером по количеству привлекательных для туристов локаций в сельской местности остаётся Краснодарский край – в регионе таких объектов около 100. Крым ненамного отстаёт от соседа, на полуострове в сфере сельского туризма работают 75 хозяйств. С каждым годом здесь появляются новые точки притяжения агротуризма. Наиболее востребованы знаменитые крымские устричные и мидийные фермы, сыроварни и винодельческие хозяйства. Всё чаще путешественники посещают и фермы, где можно порыбачить и пообщаться с домашними животными.

– На нашей ферме несколько редких видов фазанов, павлинов, кур, уток, гусей, голубей, страусов, кроликов, нутрий и других животных. Есть озеро, где водятся караси и карпы, можно организовать рыбалку, пикник. Животных и птиц можно погладить, покормить, дети от этого в восторге. Люди, особенно жители крупных городов, устают от суеты и едут к нам за уединением и тишиной. Наши сезоны – весна и осень, когда спадает жара. В последний год существенно растёт спрос на тихий отдых от жителей материковой России, – рассказывает «Октагону» администратор усадьбы «Гартеналь» Анастасия Шперова.

Дети с интересом посещают фермы, где можно контактировать с животными. | Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Дети с интересом посещают фермы, где можно контактировать с животными. | Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Судя по результатам анализа экотуров, который провели эксперты «Россельхозбанка», наблюдается повышенный интерес туристов к экзотическим фермам – популярны хозяйства, где разводят страусов, альпак и улиток.

– Основную часть нашего дохода сегодня приносит туризм – проводим экскурсии, мастер-классы, квесты, организовываем романтические свидания на ферме, – говорит хозяйка первой в Крыму улиточной фермы «Мама Дёма» Ольга Дёмина. – Недавно открыли дегустационный зал и кафе в Алуште на высоте 400 метров, откуда открывается панорамный вид на город. Готовим только из местных натуральных продуктов, а коронное блюдо у нас – паштет из печени улитки. Мы единственные в России, кто его производит. Представляли наш паштет в рамках русской кухни на выставке «Россия» на ВДНХ, Владимир Путин тогда его попробовал и оценил.

В крымских ресторанах растёт спрос на улиток, добавляет собеседница, но не все готовы платить за высокое качество. Фермеры с материка продают улиток в два раза дешевле, однако их качество, по словам хозяйки улиточной фермы, соответствует цене.

Глэмпинги среди винограда и лаванды

Перспективы развития сельского туризма заинтересовали Госдуму. Два года назад был снят запрет на строительство жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, однако размещать у себя туристов фермеры не имели права. 3 июля вступили в силу законодательные изменения, о которых сельхозтоваропроизводители просили давно: хозяйства, находящиеся в небольших населённых пунктах, смогут строить на своей территории глэмпинги и гостевые дома. Обязательное условие при этом – наличие горячего и холодного водоснабжения, искусственного освещения, системы отопления и вентиляции.

Интересно, что некоторые регионы, например Московская область и Севастополь, ещё несколько лет назад предоставили своим фермерам такую возможность, пополнив перечень видов разрешённого использования сельхозземель такими пунктами, как «общественное питание» и «гостиничное обслуживание». Однако в Севастополе, по свидетельству виноделов, оформить соответствующие документы было сложно из-за бюрократических нюансов. Теперь такая проблема снята на федеральном уровне.

Фермерам разрешено строить глэмпинги и гостевые дома для туристов. | Фото: Максим Киселев/ТАСС
Фермерам разрешено строить глэмпинги и гостевые дома для туристов. | Фото: Максим Киселев/ТАСС

Нововведение позволит расширить список услуг и существенно улучшить экономическое состояние ферм, которые регулярно сталкиваются с нехваткой средств для развития – экотуризм по-прежнему не приносит миллионов, к тому же, согласно законодательству, он не может занимать более 30 процентов в общем объёме выручки. Кроме того, теперь фермеры могут продавать продукцию собственного производства в помещениях, входящих в состав агрохозяйства, или в нестационарных торговых объектах.

– Знаю многих фермеров, которые давно мечтали о такой возможности, – гостевые дома, конечно, дадут новый толчок развитию эко- и агротуризма. Особенно ждут этого владельцы виноградников, фруктовых садов и лавандовых полей. Представляете, какая это красота – жить среди лаванды? Я думаю, мы тоже построим небольшой гостевой дом, как только появятся средства на это, – тут всё упирается в финансовый вопрос, – делится хозяйка крымского экоподворья «Коза Егоза» Неля Полегешко.

В скором времени гостевой дом появится и на популярной лавандовой ферме Viva Lavanda. Как сообщили «Октагону» её представители, проект начнут готовить в ближайшее время.

Сложности с легализацией и развитием

Содержать экоферму экономически довольно непросто, замечает Неля Полегешко. Вместе с мужем она основала экоподворье пять лет назад. Всё началось с желания завести козу, чтобы у ребёнка было свежее молоко. Постепенно количество коз англо-нубийской породы выросло до 20, хозяева стали производить сыры и приглашать гостей на экскурсии и дегустации. Целенаправленно развивать туристическое направление они начали недавно.

– К сожалению, содержать небольшую ферму сегодня невыгодно, – сетует владелица «Козы Егозы». – Туристический сезон у нас короткий, а кушать животные хотят всегда. Всё, что в сезон заработали, тратим на содержание коз и уход за ними. Надеемся на то, что туристов будет больше. Планируем расширяться, чтобы привлечь дополнительный турпоток, завести семейство страусов, а также кур экзотических пород и павлинов.

Фермеры сталкиваются с отсутствием развитой инфраструктуры в сёлах и нехваткой средств для обустройства территории. Чтобы исправить ситуацию, Минсельхоз ввёл грантовую поддержку для представителей направления сельского туризма: до 10 млн рублей можно потратить на конкретные проекты – например, на развитие инфраструктуры или подведение коммуникации. С каждым годом грантами пользуется всё большее число фермеров: если в 2023 году было выдано 489 млн рублей, то на 2024 год прогнозируется уже 700 млн рублей. Самые популярные направления проектов в сфере агротуризма связаны с сыроварением, пчеловодством, виноградарством, рыбоводством и отдыхом в формате фермы-усадьбы. По расчётам «Россельхозбанка», к 2027 году туристы будут приносить российским фермерам до 250 млрд рублей в год.

Предпринимателям не хватает средств для обустройства территории. | Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Предпринимателям не хватает средств для обустройства территории. | Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Чтобы получить грант, нужно пройти довольно непростой квест, признаются фермеры. Основатель крымской сыроварни «Ферма Нюся» Эдуард Назаров обращает внимание ещё на одну проблему, стоящую перед сельхозтоваропроизводителями: существуют сложности с легализацией продукции на рынке.

– Фермер не знает, какой пакет документов он должен сделать, чтобы легализовать свою продукцию. В каждом административном районе должен сидеть юрист, который будет консультировать фермера, как ему обелиться: нужно открыть юридическое лицо, потом расчётный счёт, потом сделать кучу документов, таких как техусловия, программа производственного контроля, декларация соответствия… Это сложнейшие документы. Этих нюансов никто не знает. Я вслепую шёл к легализации шесть лет, и только сейчас я на финише. Поэтому почти все работают в тени и не развиваются, а так потенциал у агротуризма огромный, – объясняет собеседник издания.

В настоящее время туризм обеспечивает примерно 25 процентов от общей структуры доходов фермы.

Эдуард Назаров отмечает, что интерес к сельскому туризму растёт год от года – путешественникам наскучили привычные крымские локации вроде «Ласточкиного гнезда» и Бахчисарайского дворца, и люди с удовольствием едут на природу доить коров и изучать процесс сыроварения.

– Мы проводим экскурсию с дегустацией. Люди общаются с коровами, телятами, рассказываем и показываем, как доятся коровы, как делается сыр, как за ним нужно ухаживать, при какой температуре и влажности выдерживать. Те, кто к нам приезжает, просто в полном восторге: у нас чистопородные швейцарские коровы, пятилетние сыры, которые мы делаем по итальянской и французской технологиям и рецептуре. Такого в России больше нигде нет. Интерес огромный, люди ходят посещать сыроварни, винодельни, семейные фермы, но информационной поддержки мало, нужна активная реклама этого направления, – считает фермер.

✏️Оксана Порицкая

🅾️Все материалы: octagon.media