После ознакомления с моей статьей «Тит Квинкций Фламинин. Безуспешный штурм Спарты» в обсуждениях публикации был оставлен комментарий, автор которого сомневался в достоверности изложения летописцем Ливием общей численности римлян и их союзников под стенами столицы Лакедемона. Привожу данный поучительный комментарий полностью с соблюдением орфографии цитируемого текста: «Ну если численность армий уменьшить в десять раз то может и что то похожее могло быть. Если автор возьмет калькулято и банально прикинет сколько надо еды и волы в сутки армии в 50 тысяч то он с удивлением увидит что в сутки 150 000 литров воды, а где ее в Пелопонесе взять? А если лошадей прикинуть то вообще трындец. Фэнтези исторические никакая логистика тех веков не потянет. Это же сколько ведер или котлов пищу готовить?».
Поначалу я ограничился лаконичным ответом автору вопроса: «Если вы думаете, что на Пелопоннесе можно умереть от жажды, то глубоко ошибаетесь. Кстати, Пелопоннес пишется с двумя буквами «н». Но затем, учитывая массу подобных вопросов в комментариях под моими статьями о, якобы, преувеличенных летописцами цифрах воинов в армиях античных времен, я решил данной публикацией предоставить развернутый ответ на возможность содержания многотысячных воинских контингентов на примере штурма Спарты упомянутым 50-тысячным войском римлян, а также их греческих и македонских союзников.
Для начала я рассмотрю тему обеспечения армии Фламинина под стенами Спарты водными ресурсами. В среднем в сутки человеку необходимо выпивать до пяти литров воды в зависимости от интенсивности движения и температуры окружающей его среды. На территории полуострова Пелопоннес имеется более семидесяти крупных и мелких рек. Одна из наиболее полноводных рек – Эвротос, протекает именно под стенами Спарты и имеет протяженность 82 километра. Площадь водосборного бассейна реки составляет 1065 квадратных километров, и она собирает стоки между горами Парнон и Тайгет. Эвротос имеет пятнадцать притоков и никогда не пересыхает летом по причине обильного таяния снегов на горных вершинах. В данном случае армия Фламинина при осаде Спарты имела неограниченный ресурс питьевых источников и единственное, что могло беспокоить римского консула, так это избыток пресной воды и полноводность Эвротоса. В 369 году до новой эры фиванский стратег Эпаминонд под стенами Спарты имел проблемы именно при переправе через реку. Со слов Плутарха: «Как раз в это время Эврот из-за обилия снегов в горах выступил из берегов и разлился шире обыкновенного».
Теперь рассмотрим тему снабжения провиантом 50-тысячной армии Фламинина на территории противника. С целью бесперебойного снабжения провиантом еще большего 70-тысячного войска Эпаминонд благоразумно вторгся на территорию Лакедемона четырьмя колоннами в разных местах. Объединение отрядов произошло под стенами Селассии в непосредственной близости от Спарты. По мнению историков, одной из главных причин последовавшего отступления армии Эпаминонда от стен Спарты явилось недостаточное снабжение продовольствием огромной массы людей.
Но Фламинин являлся опытным полководцем и перед походом на Спарту в первую очередь позаботился именно о регулярном снабжении армии провиантом. По сообщению Ливия, войдя на территорию Пелопоннеса в окрестностях Аргоса римский военачальник: «Послал легковооруженных солдат за фуражом. Все созревшее зерно, какое было на окрестных полях, они сжали и свезли. После прибытия союзников Фламинин ждал только обозов с припасами, которые им было приказано поставить соседним городам». Прежде чем приступить к захвату Спарты Фламинин также осадил с суши и с моря спартанский порт Гифий с единственной целью наладить через него бесперебойное снабжение своей многочисленной армии.
После первой стычки с противником под стенами Спарты Фламинин пытался урегулировать конфликт дипломатическим путем, но союзники настаивали на штурме города. Тогда консул по сообщению Ливия обратился к ним с речью: «Раз вы так хотите, давайте осадим Лакедемон. Придется вам, значит, приготовиться зиму провести под стенами города. Но потребуются большие расходы, чтобы осаждать столь огромный город. Нужны и осадные сооружения и метательные устройства, да и немало понадобится обозов с продовольствием и для ваших воинов и для наших, чтобы они были сыты всю зиму. Чем мы многочисленнее – тем больше нам всего нужно. Во вражеской стране вокруг нас – голая земля и трудно будет доставлять припасы, да и привозить их придется издалека».
Как мы видим со слов летописца, Фламинин отличался предусмотрительностью и в случае длительной осады Спарты его армия не испытывала бы особых проблем со снабжением провиантом и его доставкой морским путем через ранее захваченный порт Гифий. Но так как царь Спарты Набис после первой же попытки штурма города осознал свое безнадежное положение и принял условия мирного договора, необходимость в долгой осаде города отпала.
Плутарх сообщает о действиях Фламинина в ходе второй Македонской войны: «Римляне двинулись через Эпир, находясь вдали от моря и своих кораблей, не получив месячного пайка и не имея возможности купить вдоволь хлеба, они тем не менее удержались от грабежа, хотя страна сулила богатую добычу». Отмечу, что временное голодание римского войска было незамедлительно оправдано переходом на сторону консула многочисленных греческих союзников царя Македонии. Эллины отдали должное образцовому поведению римлян на территории Эпира, которую до этого основательно разорили сами македоняне, как будто это была чужая земля.
Со слов Плутарха общая численность воинов Эпаминонда в походе на Спарту насчитывала 70 000 человек, из них 40 000 были гоплитами. Диодор подтверждает сведения Плутарха, говоря, что в походе на Лакедемон принимало участие 70 000 воинов. Численность армии Фламинина при осаде Спарты по сообщению Ливия насчитывала 50 000 человек, что оспаривается автором комментария под моей статьей как преувеличенная десятикратно. По мнению автора комментария, пять тысяч римлян и ахейцев смогли окружить плотным кольцом Спарту, которая на тот период времени имела протяженность крепостных стен девять километров. Причем Фламинин при подобной численности воинов все же изыскал возможность атаковать город одновременно с трех сторон. При этом разреженность обороняющихся полутора тысяч спартанцев на стенах города должна составлять шесть метров, но они смогли сконцентрировать свои силы на всех участках атаки и отбить штурм.
По сообщению Ливия после вторжения на Пелопоннес: «Римские войска прибыли из Элатии и Квинкций повел их на Аргос. Претор Аристен с десятью тысячами воинов ахейцев и тысячей конников встречал его в окрестностях Клеона и оба войска, соединившись, стали затем лагерем неподалеку. Потом Квинкций разбил лагерь при Кариях и стал ожидать подкреплений от союзников. Пришли полторы тысячи македонян от Филиппа и четыреста фессалийских всадников». Таким образом, армия Фламинина насчитывала примерно 37 000 римлян и их италийских союзников, а также 12 900 греков и македонян.
Данная численность войска Фламинина является стандартной для армий античных времен. Примерно таким же количеством воинов располагал при вторжении в Малую Азию Александр Македонский, Пирр, Ганнибал, Гасдрубал на территории Италии, Цезарь в Галльской войне и Красс в парфянском походе. И если Ганнибал в недружественной Италии на протяжении шестнадцати лет умудрялся бесперебойно кормить свое войско, равное по численности армии Фламинина, то для римского консула обеспечение провиантом воинов на территории союзнического Пелопоннесе в ходе кратковременной войны со Спартой не являлось первостепенной задачей.
Тот же летописец приводит нам численность лакедемонян при обороне Спарты: «Набис на Крите набрал еще тысячу самых крепких юношей и присоединил к той тысяче критян, что в то время уже были в его армии. Еще были у него под оружием три тысячи наемников и десять тысяч соотечественников, включая в их число и жителей укрепленных поселений». Исходя из сообщений летописца, мы знаем, что армия Фламинина в три с лишним раза по численности превосходила войско спартанцев, что в конечном итоге сказалось на результате военных действий в Лакедемоне.
Я давно обратил внимание на схожесть подобных комментариев, в которых авторы с крайним недоверием относятся к приведенной летописцами численности античных армий. Эти комментарии изложены как под копирку и в них обязательно присутствуют три ключевых слова: калькулятор, фэнтези и логистика. Два последних слова очень модны среди молодежи и именно по этой причине они постоянно заимствуются друг у друга в комментариях. Добавлю, что обозначение снабжения продовольствием армий античных времен словом «логистика» очень болезненно воспринимается историками как неадекватный термин общепринятым литературным нормам. Данный термин в современном понимании с экономическим смыслом стал употребляться только с конца 20-го века. А непременное условие в дискуссии взять в руки калькулятор для простого арифметического подсчета свидетельствует о том, что оппоненты являются представителями молодого поколения. Лично мне как бывшему ученику Советской системы образования и по памяти знающего таблицу умножения, для простого арифметического действия в определении количества воды, необходимого в сутки для 50-тысячной армии Фламинина, калькулятор не требуется.