Интересная статистика.
По подсчетам банков, россияне ежегодно теряют 78 млрд. рублей из-за незнания как оспорить покупки.
Это внушительная сумма, которая означает, что покупатели из-за нежелания отстаивать свои интересы, смирились с некачественными товарами или услугами, необоснованно обогатив недобросовестных продавцов.
Конечно, закон о защите прав потребителей полон нюансов, но в целом, он на стороне покупателя. Неплохо бы каждому знать хотя бы свои базовые права как у покупателя.
Это же не секрет, который юристы скрывают от всех и держат за семью печатями. В «интернетах» информации об этом «вагон», плюс бесплатные консультации на горячих линиях Роспотребнадзора.
Ни один продавец, увидев в претензии покупателя (устной или письменной) хотя бы поверхностные знания своих прав как потребителя, не будет «испытывать судьбу» и, скорее всего, без боя пойдет на уступки. Потому что противостоять «компетентному покупателю» в государственных инстанциях практически бесполезно, дорого и долго.
Почему покупатели не хотят защищать свои права?
Я думаю, все дело в ПРАВОВОМ НИГИЛИЗМЕ. Это понятие из юриспруденции. Оно означает отрицание ПРАВА (сознательное или подсознательное) как социального института, при помощи которого можно урегулировать любые взаимоотношения в обществе.
Причин этому явлению множество, но главная из них – это набор ложных убеждений относительно защиты и отстаивания своих интересов, которые «вдолбили» в сознание граждан СМИ и «сарафанное радио» (слухи).
«Кругом одна коррупция и мошенники», «Никому ничего не надо», «Ничего не докажешь», «Простой человек бесправен», «Связываться с этим себе дороже», «Бесполезно, бессмысленная трата времени» и т.д. Знакомые паттерны?
В результате, продавцы, предлагая свои товары и услуги, требованиями закона зачастую пренебрегают и ориентируются лишь на платежеспособность покупателя, игнорируя все остальное, справедливо полагая, что далеко не каждый будет отстаивать свои права.
Ну а покупатели, выбросив «деньги на ветер», ничего с этим не делают и винят во всем себя, государство, «зажравшихся коммерсов», ну или плохую карму.
Так и живем …