Найти тему
Охотник на ворон

Сербия: О воспитании детей и соседях.

Алексей и Жанна. Русская семейная пара без детей. Оба айтишники, приехали два года назад в Сербию из Питера. Перевезла своих сотрудников фирма, работающая с европейской кампанией. Снимают трёхкомнатную квартиру в трёхэтажном частном доме, где часть жилых помещений заселена хозяевами, часть сдается в аренду.

Летним вечером в пятницу пригласили они нас с женой на день рождения Алексея.

Купили подарок – пришли к назначенному времени. Мы и раньше были у них в гостях, поэтому встречать им нас необходимости не было. Поднимаясь по лестнице на третий этаж, на площадке второго этажа мы поздоровались с одетой в вылинявший домашний халат блондинкой неопределённых лет с острой крысиной мордочкой. Смерив нас беглым взглядом где-то на уровне груди, та, не проронив не звука, скрылась в квартире. На ум пришла аналогия с ускользающей в нору крысой. Не хватало только волочащегося по земле розового чешуйчатого хвоста.

Пожав плечами: «Не здороваешься – не надо!», мы позвонили в знакомую дверь. Открыла нам расфуфыренная хозяйка и сияющий, словно медный самовар, именинник. После приветствий и традиционных в таких случаях пожеланий доброго здравия, нам было предложено скоротать время за баночкой пивка. Оказалось, еще одни гости запаздывали.

Проходя за хозяевами в комнату, моя супруга обратила внимание на круглые и длинные воздушные шарики, хаотично сваленные в углу.

- А что же вы такую красоту в угол бросили? – поинтересовалась она у хозяйки, - Не успели комнату украсить?

- Да нет, - отмахнулась та, - Другие гости с детьми будут. Вот для них шарики и надули, чтобы было чем занять!

…Ждать пришлось недолго. Минут через двадцать в дверь позвонили. Сербская семья. Довольно сносно лопотавший по-русски муж Йован, говорящая, кроме своего родного, на отвратительном английском жена Милена и двое мальчишек, Яков и Пётр, 6-х и 4-ти лет от роду.

Глава семейства торжественно нёс на вытянутых руках подарок от имени всего семейства – маленький тортик.

ТОРТИК, Карл! Сорокадвухлетнему мужику в подарок тортик!

Оценив по достоинству такую шутку, мы от души посмеялись (вот же с каким чувством юмора бывают люди!) и замерли в ожидании настоящего подарка. Но судя по невозмутимому виду дарителей это было всё. Именинник судорожно сглотнул, сдержанно поблагодарил и пригласил всех за стол, уставленному различной снедью на большом балконе.

Тортик, аналогичный подаренному.
Тортик, аналогичный подаренному.

Все чинно, благородно прошествовали в указанном направлении.

Только мальчишки, с порога узрев воздушные шарики, накинулись на них, довольно урча, словно голодные гиены при виде свежей падали.

Рассевшись за столом, я рассказал хозяевам о встрече с невежливой дамой перед квартирой на втором этаже.

Друзья пояснили, что снимают квартиру у пожилого мужика, живущем на первом этаже дома, а весь второй этаж занимает семья его старшего сына (он, его жена и двое великовозрастных детей, которые сейчас гостят у родственников в Дубровнике).

- Он ещё ничего, - сказал Алексей, - Кивает при встрече, а вот его жена никогда не здоровается.

- Кроме нас здесь еще две семьи жили. Молодые сербы с маленькими детьми. Одни на нашем, третьем, этаже, а другие – в цоколе, - подхватила Жанна, - Только они, по-моему, съехали. Вот уже вторую неделю никого из других квартирантов не видно.

- Да конечно съехали, - махнул рукой Алексей, - Одни мы остались!

Прояснив для себя вопрос о жителях дома, мы сели за стол праздновать.

Трехэтажный частный дом
Трехэтажный частный дом

Сразу отмечу, из алкоголя на столе была бутылка шампанского, а в холодильнике полтора десятка поллитровых банок пива. Что-то покрепче пить жарким, летним вечером просто не хотелось. Жанна и супруга мусолили шампанское, мы, мужчины, потягивали пиво. Милена от спирного отказалась наотрез, остановив свой выбор на простой бутилированной воде.

Сидели неплохо, разве что настроение немного портило поведение детей. А уж они-то разыгрались не на шутку. Безостановочно носясь по квартире, мальчишки кидали в друг друга и дрались воздушными шариками, вопя во всю глотку, словно взывали к сатане.

- Места много! - объяснил такое поведение своих отпрысков ничуть не смущённый папаша, - У нас квартира маленькая, вот дети и радуются, что побегать можно!

Далее выяснилось, что сербская семья сама снимает квартиру на пятом этаже пятиэтажного дома.

- И дети там также себя ведут? – поинтересовалась моя супруга.

- Ну это же дети! – ответствовала Милена.

- А как же соседи? – спросил я.

- Молчат, - пожал плечами Йован.

Наш диалог был прерван вырвавшимися из недр квартиры на балкон мальчишками.

Младший приволок с собой воздушный шарик и с радостными воплями перебросил его через перила. Внимательно проследив за его падением, вновь умчался в комнату.

Старший, хищно смерив всех присутствующих, почему-то в качестве жертвы выбрал меня и бесцеремонно усевшись на колени, сунул под нос смартфон с какой-то «бродилкой», что-то восторженно лопоча по-сербски.

Признаюсь честно, я и русских маленьких детей не понимаю, а уж говорящих на сербском языке и подавно, поэтому беспомощно посмотрел на «главу семейства».

- Якове! - робко попытался обратить на себя внимание назойливого сынишки тот, но сразу осёкся под тяжёлым взглядом своей жены.

Сразу стало ясно, кто на самом деле верховодит в семье.

Нужно ли говорить, что Яков на отца даже не взглянул.

Отчаявшись донести свои мысли до непонятливого иностранца, мальчишка сполз с моих колен, и переключился на новую жертву – мою супругу.

Здесь всё повторилось. Вцепившись словно клещ, Яков сунул ей под нос смартфон, продолжая восторженно лопотать.

- Он у нас английский знает! Сам выучил! – гордо возвестил Йован.

- И сейчас он с тобой по-английски говорит! – просветил мою половинку серб.

Вымученно улыбнувшись, та только кивнула, позже признавшись мне, что набор звуков, издаваемый мальчишкой, ничего общего с английским языком не имел.

Так как Яков своей назойливостью захватил всё внимание присутствующих, говорить о чём-то другом уже не имело никакого смысла.

Назойливость начала напрягать, и тогда ситуацию решила исправить мать семейства.

- Якове! – воззвала она, - Якове!

Ноль внимания!

- Якове! Яшо! Якове!– как заведенная пыталась обратить на себя внимание стоящего в метре и продолжающего «тарахтеть» отпрыска Милена.

Фото с того самого мероприятия
Фото с того самого мероприятия

Ситуацию спасли взрывы гранат в комнате.

Оказалось, младшенький, не зная, чем себя занять, начал лопать воздушные шарики.

Радостно взвизгнув, Яков подскочил и бросился к брату. Воздух сотрясли ещё пара взрывов.

Нужно было срочно что-то предпринять.

Алексей пошёл в комнату и включил на компьютере мультики. «Ну, погоди!». Минимум чужих русских слов. Детям должно было понравиться. И правда, сработало! Воцарилась такая тишина, что зазвенело в ушах.

- Молодец, Лёха! – не удержались мы от похвалы.

Внимания к приключениям волка и зайца у детей хватило максимум на пятнадцать минут.

И вопли-визг возобновились с новой силой… Причём родители замечаний детям делать уже даже не пытались.

В девятом часу вечера входная дверь содрогнулась от сильных требовательных ударов. (Хотя в квартиру был проведён звонок.) Опустив плечи, Алексей поплёлся открывать. По-видимому, предстоял неприятный разговор с соседями снизу.

Но вернулся он несколько озадаченным.

- Там никого нет, - удручённо сообщил он.

Появилась тема для разговора. Все начали увлечённо обсуждать: стучали ли в дверь или у всех разом приключилась звуковая галлюцинация.

Правда взрывы воздушных шаров прекратились. И не потому, что мальчишки наконец оставили бедные шарики в покое, а потому, что последние попросту закончились. Те шарики, которые избежали лопанья, были ими благополучно выброшены с балкона и в открытое окно.

Около девяти вечера Милена резко поднялась, и перебив кого-то на полуслове, выпалила, требовательно глядя на мужа:

- Я замёрзла!

- Да, да! – засуетился тот, преданно заглядывая супруге в глаза, - Нам уже пора домой!

Никто не возражал.

Отняв у детей хозяйскую мягкую игрушку, которую они в процессе «игры» превратили в бесформенную массу, Милена со своим мужем и детьми убыла восвояси.

- Неудобно перед соседями получилось, - сказала Жанна, пока её муж провожал шумную семью.

- Сегодня уже поздно, а завтра перед ними извинитесь. И всё будет хорошо! – попыталась утешить её моя супруга.

- Да, обязательно! – кивнула та, - Как раз и тортик пригодится! У нас в семье всё равно никто сладкого не ест!

Через полчаса засобирались и мы. Прощаясь с хозяевами, я бросил взгляд на экран компьютера, где продолжали идти никому в сущности не нужные мультики…

…Я думал, что на этом история и закончилась, но ошибался. Продолжение было уже на следующее утро…

…Зазвонил телефон. На проводе был Алексей.

- Представляешь, - сокрушенно сказал он, - Ночью мы проснулись от непрекращающегося звона. Первое время не могли понять, что это, а когда выяснили – обалдели. Кто-то в половине второго ночи вставил в клавишу дверного звонка кончик зубочистки, заблокировав его в нажатом положении. Из-за этого звонок звенел не переставая.

- Сербские соседи снизу за вечерний шум отомстили! – сразу догадался я.

- Похоже на то!

- Ты пробовал поговорить, объясниться?

- Конечно! Утром спустился вниз, постучал к соседям, но мне просто никто не открыл, хотя, судя по шороху, кто-то в квартире был. Выходной день к тому же.

- Трусливые у тебя соседи! – заключил я, - Трусливые и подлые!

- И знаешь, что самое обидное, - вздохнул Алексей в трубку, - Мы ведь почти два года в этом доме прожили. За квартиру платим день в день. Целыми днями работаем за компьютерами, по вечерам чаще всего выходим на прогулку. Телевизор почти не смотрим, детей у нас нет, а спать ложимся не позже десяти часов. Никогда никакого шума от нас за всё время не было. А тут, по сути, их, сербские дети с сербским воспитанием шумели, а мы крайние… А, я ведь ничего сказать своим сербским гостям не мог. Во-первых, я сам их к себе пригласил, а во-вторых, если бы я замечание им сделал, то Мелена запретила бы Йовану со мной общаться. А он то мужик-то неплохой, хоть и «подкаблучник». И в этой стране без местного друга, серба, никуда…

На столь справедливое замечание сказать мне было нечего, и я нажал кнопку отбоя…

…. Алексей и Жанна, через неделю оплатив коммунальные счета и невзирая на горестные вздохи хозяина дома, привыкшего к стабильному доходу, съехали от «гостеприимных сербов» на другую квартиру. С Йованом Алексей продолжает общаться. Правда с детьми больше в гости не приглашает.