Найти в Дзене

Эмиль Ажар "Вся жизнь впереди"

Книга полная любви и страха. Но для начала пару слов об авторе. Дело в том, что автор за эту книгу в 1975 году получил Гонкуровскую премию... на которую не имел права. Но это выяснилось, когда лауреат премии уже был объявлен и повернуть назад было нельзя. А права на премию автор не имел, поскольку она вручается писателю только один раз в жизни. В данном же случае имя Эмиль Ажар оказалось псевдонимом уже известного во Франции писателя Ромена Гари, который получил Гонкуровскую премию в 1956 году за роман "Корни неба". Таким образом, я бы назвала это мошенничеством, но в литературном мире Франции действия Гари-Ажара были обозваны красивым словом "мистификация". А теперь перейдем к сюжету романа. Мохаммед, сокращенно Момо, сын про_сти_тутки, убитой его отцом, живет в квартире старой еврейки Розы. Когда-то Роза была молода и красива. Она пережила войну, Освенцем, тоже занималась древнейшей профессией, а сейчас она старая, больная и держит "пансион" для детей про_сти_туток. Собы

Книга полная любви и страха.

Фото из свободного доступа в сети интернет. Я читала книгу в таком же оформлении, но уже вернула её в библиотеку.
Фото из свободного доступа в сети интернет. Я читала книгу в таком же оформлении, но уже вернула её в библиотеку.

Но для начала пару слов об авторе. Дело в том, что автор за эту книгу в 1975 году получил Гонкуровскую премию... на которую не имел права. Но это выяснилось, когда лауреат премии уже был объявлен и повернуть назад было нельзя. А права на премию автор не имел, поскольку она вручается писателю только один раз в жизни. В данном же случае имя Эмиль Ажар оказалось псевдонимом уже известного во Франции писателя Ромена Гари, который получил Гонкуровскую премию в 1956 году за роман "Корни неба".

Таким образом, я бы назвала это мошенничеством, но в литературном мире Франции действия Гари-Ажара были обозваны красивым словом "мистификация".

А теперь перейдем к сюжету романа.

Мохаммед, сокращенно Момо, сын про_сти_тутки, убитой его отцом, живет в квартире старой еврейки Розы. Когда-то Роза была молода и красива. Она пережила войну, Освенцем, тоже занималась древнейшей профессией, а сейчас она старая, больная и держит "пансион" для детей про_сти_туток. События развиваются в 50-х годах. Про_сти_туция не запрещена, но им нельзя иметь детей. Про_сти_тутки лишаются родительских прав автоматически и ребенка забирают. Поэтому они отдают своих детей "на пансин" таким вот старым Розам, платят деньги, а по выходным вывозят своих детей на прогулки, как приличные матери. Это все само собой незаконно, так что пансионы не афишируются, работает "сарафанное радио" и их держатели все время живут в состоянии опасности.

Люди цепляются за жизнь больше, чем за что либо другое, и это даже смешно, если подумать, сколько замечательных вещей существует на свете.

Мохамед живет в пансионе старой Розы сколько себя помнит, но его по выходным никто не навещает. Он не знает свою мать, и даже не знает сколько ему точно лет. Он, как и любой ребенок, хочет семью, но вся его семья - это старая Роза, и у них нет никого, кроме друг друга.

Общее впечатление от книги у меня осталось очень двойственное. С одной стороны, я читала о всех тех людях, что окружают Момо и Розу. Все они, по нашим меркам, не самые высокоморальные личности, но они поддерживают друг друга, помогают, делятся деньгами и продуктами, когда Роза уже слишком больна, чтобы держать пансион. И в тоже время, описание моментов, когда Роза впадает в маразм, не помнит окружающих, гадит под себя и мальчик-подросток смотрит на все это, но не бросает ее, потому что понимает, что ни у нее, ни у него больше никого нет - это очень тяжело. Все же он ребенок. Он пообещал, что не отправит Розу в больницу. Та попросила его об этом, зная, что больница - это еще несколько лет вегетативной жизни. Роза против этого, она хочет умереть. И Момо должен сдержать слово.

Никогда не смогу понять, почему абортировать можно только младенцев, а стариков нет. ... Я считаю, что это удивительное паскудство – насильно заталкивать жизнь в глотку людям, которые не могут за себя постоять и не хотят больше служить ни Господу, ни кому ещё.

Заканчивается роман хорошо, но до этого "хорошо" Момо нужно перенести неимоверное колличество страха. Страха остаться совсем одному, быть никому не нужным, страха перед будущим.

...нет ни белого, ни черного и ... белое - это зачастую скрытое черное, а черное - это иногда одурманеное белое.

Хорошая книга, хотя антураж блюстителям "облико морале" может показаться отталкивающим. Я бы сказала, что она не для легкого чтения и заставляет о многом задуматься.

Уж не знаю мошенник Гари-Ажар или мистификатор, но мне захотелось прочесть и другие его книги.