Найти тему
Азбука отцовства

Развитие тонкой моторики, развитие игры на 7-9-ом месяце.

Цель воспитания: на 7-9-ом месяце обучаем:

Перед захватом скорректировать позицию и положение руки;

Брать маленькие лежащие предметы;

Воздействовать рукой и предметом на предмет;

Брать и класть предметы;

Открывать коробочки и ящики, опустошать и наполнять их;

Научиться необходимым для себя движениям;

Движению на словесное обращение.

Корректировка положения руки перед захватом

Если мы хотим взять предмет, то предварительно изменяем положение руки и пальцев, чтобы выполнить захват. Мы иначе разжимаем пальцы, если хотим взять большой или маленький предмет, иначе располагаем руку, если предмет находится вертикально или горизонтально. Маленький ребёнок должен научиться представлять размер, форму и положение предмета и соответственно изменить положение приближающейся к предмету руки.

Захват предметов, отличающихся по размеру, форме и положению.

Часто подаём ребёнку предметы различной формы, с которыми он не сталкивался и которые невозможно взять как угодно, например, кусочек овального картона размером с маленькую тарелку, которую можно взять лишь за край, большой надувной мяч, его можно взять лишь двумя руками, и наоборот маленькие кубики размером 2 см., которые можно взять сразу два в одну руку. Корректировку руки перед захватом можно хорошо тренировать, подавая продолговаты и плоские предметы (деревянные ложки, мешалки и т. д.) в различных положениях: ребёнок должен совершенно иначе располагать руку, если подавать ему деревянную ложку, прямо, горизонтально, вертикально и т. д.

Захват предметов в движении.

Подаём ребёнку интересный предмет и, как бы заигрывая, перемещаем его из стороны в сторону, чтобы ребёнок мог ухватить двигающийся предмет. Позднее можно увеличить скорость и амплитуду движения предмета, чем постепенно осложнять задачу.

Захват предметов, находящихся в ёмкостях.

Перед ребёнком помещаем интересный предмет в ёмкость, а затем предлагаем ребёнку взять его. Начинаем с ёмкостей, имеющих широкую горловину, и постепенно переходим к предметам, имеющим более узкое входное отверстие; первоначально помещаем предмет, например, в кастрюлю, затем в горшок и наконец в кувшин. Кувшин предлагаем ребёнку в различных положениях, например, отверстием к ребёнку, отверстием вверх, направо, налево, слегка назад. В этом упражнении ребёнок должен приспособить относительно ёмкости не только положение ладони, предплечья, но и плеча. Именно упражнения с кувшином подготавливают ребёнка для решения проблем «обходом», развивая его пространственное и форменное воображение и мышление.

Захват мелких лежащих предметов

Захват маленьких предметов гораздо тяжелее, чем взятие больших и это возможно лишь после освоения ребёнком т. н. пинцетного захвата кончиками большого и указательного пальцев. Захват лежащего предмета в этом случае тяжелее, чем взятие, например, подаваемого предмета.

Взятие небольших игрушек.

Поочерёдно кладем перед ребёнком различные мелкие предметы, например, пуговицы (3-4 см. в диаметре), карандаш, шарик, желудь, маленький каштан, кусочек сахара, толстый шнурок и т. д. Эти предметы вынуждают ребёнка при их взятии использовать только кончики пальцев, т. к. накладыванием ладони на предмет и сжатием пальцев захватить эти предметы невозможно. Захват этих предметов первоначально можно облегчить укладыванием их на кусок поролона, вату и т. д.; труднее брать мелкие предметы на твёрдой поверхности.

-2

Игра с дощечкой, в которой просверлены отверстия.

Дадим ребёнку дощечку (10 см*10 см), в которой просверлим отверстия диаметром 10 мм. Ребёнок ощупывает дощечку, засовывает пальцы в отверстия и учится брать предметы выпрямленными пальцами. Также удобен кубик (грани 2-3 см.) с просверленными отверстиями или шар диаметром 3-5 см из ПВХ, которые можно купить в магазине игрушек

-3

Воздействие рукой и предметом на предмет.

Для некоторых упражнений нам будут необходимы простые игрушки, которые мы предложим ребёнку или прикрепим их к доске (примерно 60*40 см), которую повесим низко на стену, чтобы ребёнок мог заниматься с игрушками на манипуляционной доске.

Игра с марионетками, колокольчиком.

Предоставим ребёнку возможность потянуть верёвочку от куклы-марионетки или за верёвочку колокольчика. Ребёнок на 8-9-ом месяце обнаружит, что, потянув за верёвочку, можно получить интересный результат.

Вращение колеса, валика и т. д.

На вышеуказанную манипуляционную доску прикрепим ярко раскрашенное колесо (диаметр 10-12 см), пластиковую банку (диаметр 5 см, длина 12 см), которую также ярко раскрасим и закрепим на оси, проходящей по центру. Также можно на манипуляционную доску прикрепить различные геометрические тела (теннисный шарик, кубик и т. д.), чтобы ребёнок прикосновением руки приводил их в движение вокруг своей. Таким же образом можно использовать старые счёты с большими костяшками. Ребёнок может вращать и передвигать их.

-4

Вращение при помощи ручки.

На деревянный ящик (кубик с гранями примерно 12 см) прикрепим горизонтальную вращающуюся ручку. Ящик предлагаем ребёнку в разных положениях: с ручкой сверху, справа, слева, спереди. Ребёнок учится вращать ручку и первоначально поворачивает её примерно на 180 градусов туда и обратно, и только на 10-12-ом месяце он научится вращать её несколько раз по кругу. Дети любят вращать ручки различных приборов, например, точилки для карандашей, мельницы для кофе или мака и т. д. В магазинах игрушек можно купить маленькие шарманки, которые издают звуки при вращении рукоятки.

-5

Вращение ключа.

В манипуляционную доску вмонтируем большой ключ, чтобы его можно было вращать в обе стороны. Для этой же цели могут служить различные мебельные ручки и подобные предметы.

Нажатие на кнопку.

На манипуляционную доску смонтируем 2-3 кнопки от электрического звонка, соединённого с

батарейкой, расположенной в верхней части доски, куда ребёнок не дотягивается. Кнопки и лампочки расположим произвольно, т. о. кнопка 1 зажигает лампочку 3 и т. д. Продемонстрируем ребёнку, что после нажатия кнопки зажигается лампочка. Вскоре ребёнок будет нажимать некоторые кнопки. Позже он предварительно посмотрит на лампочку, намереваясь нажать на кнопку, зажигающую данную лампочку, демонстрируя, что понимает какая лампочка и кнопка связаны друг с другом.

Хлопки руками.

Возьмём ребёнка за кисти рук и покажем ему как хлопать в ладоши. Ребёнок вскоре сам начнёт активно хлопать. В этот период ребёнок самостоятельно учится делать симметричные движения обеими руками, хлопки в ладоши-это прототип такого движения.

Удары двумя предметами друг о друга.

Когда ребёнок умеет хлопать в ладоши, дадим ему в каждую руку игрушку, например, кубик и ребёнок начнёт стукать кубиками друг о друга.

-6

Подтягивание игрушки при помощи верёвочки.

Поместим на стол вне досягаемости ребёнка машинку или игрушку на колёсиках. Привяжем верёвочку к игрушке, на конце которой прикрепим один или несколько шариков. Шарики на конце верёвочки нужны для того, чтобы ребёнок быстрее обратил внимание на них и лучше ухватил их. Ребёнок первоначально играет с шариками на верёвочке, он постепенно узнает, что, потянув за верёвочку, он может приблизить отдалённую игрушку.

-7

Удары по барабану.

Дадим ребёнку барабан и палочку; достаточно коробку и деревянную ложку, и покажем ему как барабанить. Иногда даём ребёнку палочку в левую, иногда в правую руку. Затем даём ему палочки в обе руки и ребёнок вновь делает симметричные движения, т. е. одинаково ударяет и поднимает руки. Барабанить попеременно правой и одновременно поднять левую, т. е. барабанить несимметрично ребёнок научится только на 10-12-ом месяце.

Подталкивание кубика деревянной ложкой.

Положим перед ребёнком кубик, вложим ему в руку деревянную ложку и покажем, как можно передвигать кубик из стороны в сторону при помощи мешалки.

Методическая рекомендация: когда ребёнок научится подтягивать игрушку при помощи верёвочки или деревянной мешалкой перемещать кубик, это свидетельствует о том, что он не только освоил определённую манипуляционную способность, но он начинает думать, т. к. использует примитивные орудия, при помощи которых достигает определённых результатов, что является проявлением пробуждающихся интеллектуальных способностей. В обоих упражнениях ребёнок даёт понять, что начинает «думать руками».