«Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева» – вторая книга Анны Матвеевой о судьбах натурщиц и муз великих художников. На этот раз их 10. И, соответственно, 10 историй. Мне понравилось разнообразие представленных работ и их авторов. Есть любимые, есть менее известные, но не менее достойные.
Из любимых — Диего Веласкес и его «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье» (1659), Иван Айвазовский «Портрет жены художника Анны Бурназян-Саркисовой» (1882), Иван Крамской «Неизвестная» (1883)...
С интересом познакомилась я и с советским живописцем Аркадием Пластовым («Портрет Наташи Пластовой», 1926 год), и с советским художником-авангардистом и графиком Анатолием Зверевым («Портрет Оксаны Асеевой», 1969 год).
В своих эссе Анна Матвеева рассказывает о женщинах на картинах, их жизни, судьбах, характерах, внешности, роли в жизни художника. И, конечно, эти истории о самих художниках. И ещё не известно, кого в них больше — художников или натурщиц.
Поскольку каждая история индивидуальна и объём информации о героях и героинях разный, все эссе построены по-разному. Так в случае с Веласкесом и инфантой Маргаритой автор делает акцент на живописце. Слишком мало прожила инфанта. Всего 22 года. К этому возрасту она родила четверых детей, которые тоже были слабы здоровьем, трое из них умерли в младенчестве. Даже счастливый брак не спас Маргариту. Но благодаря Веласкесу, который написал целую серию её детских портретов (самый известный — «Менины»), эта девочка навсегда вошла в историю и сердца зрителей.
Анна Матвеева увлекательно рассказывает, обращает внимание на детали, которые не каждый на портрете заметит.
Взять, например, картину Ивана Крамского «Неизвестная». Кто она? Автор книги приоткрывает завесу тайны, обращает внимание на то, что девушка на картине — не высокомерная барышня, наоборот, она печальна, её глаза полны слёз. Матвеева проводит целое расследование на определение модели. Кто она? Анна Каренина? Грузинская княжна? Дочь художника?.. Любопытно. Хотя некий сумбур в изложении, на мой взгляд, есть.
Подведу итог. «Картинные девушки» Анны Матвеевой — научно-популярный цикл книг. Пока их две. Он предназначен для тех, кто немного знает о живописи, но хотел бы знать больше. А как узнать больше, если не увлечься темой? Так вот у Матвеевой увлечь темой получается. Её книги иногда обвиняют в неоригинальности, неточностях. Да, если поставить себе задачу, многие факты можно найти в различных источниках, они не уникальны. Да и неточностей искусствоведы при желании найдут немало. Но нужно учитывать, что это популярная литература, книги для широкого читателя. Свою задачу они выполняют.
Если Анна Матвеева напишет продолжение, я обязательно его прочитаю. В предисловии к книге «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева» автор написала, что если будет интерес читателя, то будет и третья книга. А интерес, мне кажется, есть.
Читали эту книгу?