Одним из болезненных вопросов в современных реалиях Южно-Африканской республики до сих является Апартеид. Эпоха, вызывающая ожесточённые непримиримые споры, относительно которой мнения у разных групп радикально различаются. По накалу страстей эту эпоху вполне можно сопоставить с тем, как у нас вспоминают советское время – здесь точно так же одни ностальгируют на тему, «какую страну развалили», а другие радуются свободам и правам.
Тема взаимодействия белых и чёрных на африканском континенте всегда была довольно болезненной. Так уж получалось, что многие столетия первые угнетали вторых с разной степенью жестокости, да и само отношение к коренному населению использовалось в качестве манипуляций между разными нациями белых. Так что сама система Апартеида не возникла из «ниоткуда» – по сути она планомерно формировалась весь 20-й век, с момента, когда британцы после двух Англо-Бурских войн захватили всю территорию современной ЮАР, и начали постепенно ограничивать права чёрных (коих и так было изначально немного). В частности, ещё в 10-х годах 20-го века им запретили владеть землёй больше определённой площади, всего им выделяли до 7% территорий, а саму землю им можно было покупать только в определённых местах (как правило, максимально непригодных для сельского хозяйства).
Однако, самый жар пошёл уже после Второй мировой войны, когда метрополия начала терять влияние в своих колониях. А когда ЮАР в 1961 году объявила о независимости от Великобритании, политика Апартеида практически сразу была объявлена официальным курсом государства.
Все граждане были поделены на 4 сорта: европейцы (белые), азиаты (индусы, малазийцы и проч.), цветные (потомки смешанных браков белых и чёрных) и, собственно, чёрные. У каждой расы были свои права и свои запреты. Чем правее в этом списке была категория, тем меньше у её представителей было прав и больше запретов. По сути, полноценными гражданами в ЮАР остались только белые, которые могли занимать любые должности, работать на любой работе, где хотели, учиться, ходить и т.д.
Цветные и индусы могли ещё работать на некоторых мелких должностях во власти, но негры оказались самыми бесправными. Им было разрешено селиться только на определённых территориях (ставших потом «Тауншипами»), для посещения территорий «белых», они должны были получать специальные пропуска. Негры могли учиться только в своих школах в этих тауншипах, путь к высшему образованию был для них практически закрыт. Чёрные обязаны были всегда иметь при себе пропуска, а в случае отсутствия оных, могли быть оштрафованы или арестованы.
Далее, были запрещены любые межрасовые браки и внебрачные отношения. Интимная связь между белым(ой) и чёрной(ым) грозила уголовным преследованием обоим. Говорят, что даже существовали специальные патрули, подглядывавшие в окна.
Белые в ЮАР создали очень комфортное государство для себя, но их было в нём меньшинство. Понятно, что чёрным такая система не очень нравилась. Ведь в ней они не только были лишены базовых прав, но и не имели никакой возможности изменить своё положение в будущем – ни для себя, ни для своих детей.
Разумеется, что страну постоянно сотрясали забастовки и протесты. Белые всегда подавляли эти протесты очень жёстко, давая их участникам гигантские сроки, а то и расстреливая самых активных. Все знают самого знаменитого африканского сидельца, получившего Нобелевскую премию мира, Нельсона Манделу. Но он был далеко не один.
Наверное, кажется абсурдным, что в мире, пережившем и победившем нацизм в середине 20-го века, могла сложиться вот такая противоречащая основополагающим человеческим принципам и гуманизму система. Но Южная Африка была далеко от передовых стран, здешние места Вторая мировая война никак не затронула, а на мнение других государств им было положить.
К 80-м годам протесты и забастовки стали уже принимать формы гражданской войны с партизанщиной. Активисты Африканского национального фронта (ANC) укрывались в соседних странах, прежде всего в просоветском Мозамбике и в Северной Родезии (Замбии), где готовились совершать вылазки и нападения на функционеров правящего режима.
В 1994 году режим Апартеида был окончательно завершён - страна поменяла президента, форму правления и национальный флаг. Впервые в истории страны президентом стал представитель угнетавшейся расы - тот самый вышеупомянутый диссидент, проведший 30 лет в заключении, Нельсон Мандела.
Про то, что произошло потом, стоит рассказать отдельно. Страну довольно предсказуемо мотануло в противоположную крайность, да так, что режим Апартеида вспоминают уже с ностальгией не только белые, но и многие цветные и даже некоторое количество чёрных. Тем не менее, в заслугу Манделе ставят то, что он не допустил скатывание страны в полноценную гражданскую войну и геноцид, которые на момент начала 90-х вполне могли случится.
Другой вопрос, что, как ни парадоксально, была в Апартеиде и положительная сторона для чёрных: их не брали в армию. При том, что армия в ЮАР была обязательной и служащих в ней могли вполне отправить на войну и отправляли: большинство белых мужчин пожилого возраста, с которыми мне довелось общаться, участвовало в войне с Анголой в 80-е годы. Кто-то из них был ранен и контужен. У чёрных же такой угрозы не было, им в армию было вообще никак не попасть: ни добровольно, ни по призыву.
Ну и напоследок.. Занятно, что практически одновременно с падением апартеида в ЮАР, некоторое его подобие появилось в другой точке планеты. Да не где-нибудь, а практически в самой середине Европы, в двух маленьких свежеобразованных государствах.. Да, не такой жёсткий, может не настолько унизительный, и даже допускавший для представителей ущемлённых в правах категории граждан возможность изменить свой статус (чего у чернокожего населения ЮАР не было). Тем не менее, это явление, делящее людей на два сорта с разными правами, сохраняется в этих странах и до сих пор. История, конечно, интересная штука!