Найти тему

Беларусь и Россия ужесточают монетарную политику

Оглавление

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Россия и Беларусь придерживаются принципиально разных подходов в денежно-кредитной политике. Если Россия пытается ограничивать рост инфляции рыночными методами и старается сбалансировать спрос с производством за счет ужесточения денежно-кредитной политики, то в Беларуси правительство основную ставку сделало на ценовое регулирование, а Нацбанк поддерживает мягкие монетарные условия, стимулирующие кредитную активность банков.

Однако сейчас обе страны движутся в одном направлении и начинают ужесточение монетарной политики.

БАНК РОССИИ ПОДНЯЛ СТАВКУ ДО 18%

26 июля 2024 г. Центробанк РФ после семимесячной паузы принял решение о повышении ключевой ставки с 16 до 18% годовых. В предыдущий раз российский регулятор менял ставку в декабре 2023 г., повысив ее с 15 до 16%. После этого на протяжении четырех заседаний подряд ставка сохранялась на одной и той же отметке.

Основной причиной принятого решения стало дальнейшее ускорение инфляции и ограниченное влияние монетарных стимулов на ее снижение. Как отмечается в официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте Банка России, из-за роста внутреннего спроса, опережающего возможности расширения предложения товаров и услуг, инфляция складывается существенно выше апрельского прогноза. В итоге прогноз Центрального банка РФ по инфляции на 2024 год был повышен до 6,5–7% вместо 4,3–4,8% ранее. В целом Банк России ожидает, что инфляция снизится до 4–4,5% не раньше 2025 г. и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.

Ранее Центробанк РФ более уверенно прогнозировал снижение инфляции до уровня 4% в 2025 г. Сейчас, как отмечают представители регулятора, одна из причин слабой эффективности принимаемых мер – дальнейший рост кредитования, который тянет за собой увеличение спроса при ограниченном объеме производства.

ВЫСОКИЙ ТЕМП РОСТА КРЕДИТОВАНИЯ

В последние полгода ключевая ставка несколько сдерживала темпы роста кредитования, но динамика здесь все еще далека от сбалансированной. Почему так происходит? Как отметила в своем сообщении о принятом решении глава Банка России Эльвира Набиуллина, рост спроса на кредиты существенно превзошел оценки регулятора.

Во-первых, в расчете на ожидаемое снижение ключевой ставки уже в этом году предприятия продолжили быстро наращивать заимствования по плавающим ставкам. К тому же заемщики были готовы брать кредиты по более высоким ставкам из-за растущих инфляционных ожиданий и рекордных прибылей, а также рассчитывая занять освободившиеся перспективные ниши на рынках.

Во-вторых, объем и структура бюджетных стимулов имели большее влияние на кредиты, чем предполагалось ранее. Компании, заключившие госконтракты, не боялись и брали кредиты по повышенным ставкам в ожидании выплат из бюджета.

И конечно же, важную роль сыграли льготные программы ипотечного кредитования, а также изменения в бюджетных расходах, которые привели к формированию значительного кредитного импульса. На июнь 2024 г. пришелся пик заявок по льготной ипотеке. Заемщики ожидали окончания ее действия и торопились запрыгнуть в последний вагон. Таким образом, темпы расширения кредитования превысили прогноз Банка России, а уровень ключевой ставки в таких условиях оказался недостаточным для того, чтобы вернуть кредит к более сбалансированным темпам.

В итоге регулятору пришлось действовать решительнее и повысить ключевые ставки сразу на 200 п.п. – до 18% годовых. Данное изменение не стало сюрпризом для рынка: 22 из 30 участников консенсус-прогноза РБК (аналитики крупнейших российских банков, брокеров и управляющих компаний) предсказывали повышение сразу на 2 п.п. Еще шесть респондентов полагали, что регулятор выберет шаг в 1 п.п. И лишь двое считали, что Центробанк сохранит ключевую ставку 16% в пятый раз подряд. Сам Банк России давал жесткие сигналы рынку: председатель Эльвира Набиуллина в
июне допустила возможность существенного повышения ключевой ставки, если устойчивое инфляционное давление не начнет снижаться.

НАЦБАНК ТОЖЕ ПОВЫШАЕТ СТАВКИ. НО НЕ ТЕ

Что касается Беларуси, то здесь в целом сохраняется мягкая монетарная политика, однако отдельные решения, принятые в последнее время, позволяют говорить о некотором ужесточении денежно-кредитной политики. При этом речь идет не об изменении ставки рефинансирования, а об использовании вспомогательных инструментов регулирования. Так, 12 июля 2024 г. Нацбанк повысил норматив отчислений банков и НКФО в фонд обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте с 18% до 20%, а также поднял ставку по кредиту овернайт – с 10,5% до 11% годовых, а 26 июля повысил значения РВСР: для юрлиц – до 12,5% годовых (+0,52 п.п. к значению прошлого месяца), для физлиц – 17,71% годовых (+0,49 п.п. к значению прошлого месяца).

Принятые решения говорят о том, что регулятор пытается сдерживать темпы роста кредитования и денежной массы, не допуская образования макроэкономических дисбалансов в экономике. При этом значение инфляции в Беларуси кажется невысоким на фоне России, однако если исключить РФ, то окажется, что в РБ уровень инфляции является самым высоким в европейском регионе – 5,7% годовых. Сравним: инфляция в Польше в мае 2024 г. составила 2,8%, в Латвии – 0,9%, в Литве – 0%. Согласно данным Евростата, в целом по Евросоюзу в мае 2024 г. рост потребительских цен в годовом исчислении составил 2,7%. Больше всего потребительские цены увеличились в Румынии – на 5,8%, в Бельгии – на 4,9%, в Хорватии – на 4,3%, в Венгрии – на 3,9%, в Португалии и Испании – на 3,8%.

Таким образом, следует признать: несмотря на то, что уровень инфляции в Беларуси остается однозначным, называть его низким нельзя. Более того, хоть Нацбанк и не говорит этого прямо, но принимаемые им меры по ограничению кредитной активности направлены и на снижение инфляции за счет сокращения потребительской активности граждан и предприятий. При этом белорусская экономика обладает одним важным преимуществом, которое позволяет обеспечивать лучшее воплощение мер, принимаемых регулятором, – это ее компактность и лучшая управляемость по сравнению с Россией.

Однако поводов для беспокойства хватает и в Беларуси. Продолжается рост денежной массы. Средняя руб­левая денежная масса за январь-май 2024 г. составила 42,6 млрд руб., увеличившись по сравнению с январем-маем 2023 г. на 31,8%. В мае 2024 г. средняя рублевая денежная масса составила 43,7 млрд руб., прибавив по сравнению с маем 2023 г. 10,1 млрд руб., или 30%.

Задолженность по выданным кредитам за последние 12 месяцев выросла на 16,1% – с 46,68 млрд руб. до 54,19 млрд руб. При этом в данном объеме участвуют лишь кредиты, выданные предприятиям банками. Задолженность по кредитам физлиц за последние 12 месяцев выросла на 24,8% – с 17,9 млрд руб. до 22,35 млрд руб.

Именно поэтому монетарная политика Нацбанка сводится прежде всего к охлаждению кредитной активности банков и сдерживанию спроса за счет повышения ставки РВСР. Вместе с тем регулятору приходится считаться с задачей по обеспечению роста белорусской экономики, что ограничивает ему спектр возможных решений.

***

Подведем основные итоги. Переход российского и белорусского регуляторов к ужесточению денежно-кредитной политики является логичным шагом, если учитывать макроэкономические показатели.

Банк России действует более решительно, Набцанк Беларуси вынужден действовать точечно, но так или иначе действия регуляторов направлены на охлаждение спроса и нормализацию инфляционных процессов. Было бы хуже, если бы центробанки РБ и РФ игнорировали показатели и не принимали никаких мер.

Вместе с тем полагаем, что на ближайшие месяцы меры будут исчерпаны – скорее всего, в последующие периоды мы увидим сохранение прежних значений ставок. И лишь дальнейшее усугубление макро­экономической ситуации вынудит регуляторов обеих стран продолжить ужесточение монетарной политики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кредитный бум продолжается: статистика Нацбанка

Рост широкой денежной массы ускоряется: смотрим на действия регулятора

На фоне «перегрева» экономики Нацбанк начал модификацию денежно-кредитной политики