Всё чаще в последнее время в магазине нас просят заплатить не банковской картой или наличными, а именно QR-кодом. Понятно, что для продавца это выгодней, а нам, вроде, разницы никакой. Но на самом деле разница есть и этот способ оплаты может доставить немало проблем, просто с Вами пока это не случилось, но это дело случая. Расскажу подробнее дальше.
Несколько кодов
Важно знать, что QR кодов для оплаты существует несколько и они между собой «не совместимы». Самый известный «двумерный штриховой код» (так официально называется QR-код) - это код от СБП, «системы быстрых платежей».
Вот значок СБП:
СБП - это еще и переводы по номеру телефона: себе ежемесячно до 32 млн. руб. (!) без комиссии, а другим людям до 100 тыс. руб. без комиссии. Есть там «нюанс»: переводы себе самому в банки «Вайлдберриз», «ОЗОН» и «Яндекс-банк» могут в зависимости от банка считаться и как переводы себе, и как переводы другому человеку. Результат – Вы платите комиссию (рассказывал об этом фокусе ЗДЕСЬ).
Еще есть SberPay QR. Часто он выводится на терминалах оплаты в магазинах. Он служит для оплаты покупок и сделан для удобства платежей тем, кому из-за ограничений стран Запада отключили банковское приложение.
А еще есть «платежные системы», которые тоже предлагают платить по QR коду и они выступают «надстройкой» над СБП. Кешбэк от СБП не получишь, но платеж пройдет без проблем.
Куар-кодов развелось столько, что Центробанк даже захотел обязать всех делать «совместимый код», чтобы при оплате покупатель уже выбирал платить по СБП или SberPay.
Тут, конечно, стоит помнить, что СБП - это платежная система самого Центробанка и он на ней зарабатывает. Без шуток: прибыль Центробанка в 2023 140 млрд. руб. и бОльшая ее часть поступает в бюджет Правительству. И Центробанк в части QR-кодов конкурирует с «ведомством Грефа» и проигрывает конкуренцию.
Чем плох QR?
Не будем обсуждать тему мошенничества с кодами, когда Вам могут прислать, например, поддельную квитанцию с QR-кодом, где будет закодирован «левый счет». Речь о другом. Делая дорогостоящие покупки или даже оплачивая какую-то «мелочь» на маркет-плейсах, мы знаем, что нам могут вернуть деньги за покупку, если она не состоялась: если брак, если не понравилось, часто даже без объяснения причин (только недавно WB начала штрафовать за это покупателей).
Возврат денег при оплате банковской картой отработан до мелочей. Мало того, возврат делается простой отменой платежа внутри банка, так как информация там и хранится.
А вот возврат денег за покупку, оплаченную по СБП, то есть QR-кодов проходит со «скоростью Центробанка»…
Тем более, Центробанк - это организация, которая не общается с нами напрямую (напоминаю, что если по телефону услышали про «сотрудника Центробанка», сразу кладите трубку).
Конечно, платежи возвращает не Центробанк, а магазин и банк. Но интересно, что в 2019, когда заработало СБП, там не был даже предусмотрен возврат средств. Систему доработали на возврат средств позже.
Я был свидетелем случая, когда в СБП завис перевод на 70 тыс. руб. Деньги «ушли», но не «пришли». Банк – отправитель перевода спокойно сказал: «Ждите сутки, там ясно будет». А как быть покупателю и продавцу?
При этом продавцы часто просят платить по QR, так как эти платежи им обходятся дешевле – меньше комиссия при проведении платежа (а она есть всегда). Но недошедший платеж - это не проблема продавца, это проблема покупателя: он останется и без денег, и без товара.
Так что пока я рекомендую избегать платежей по QR-СБП и «платежных систем» на основе СБП – пусть пока потренируются на «кошках», но не на мне.
Ну а SberPay использовать можно: тут все операции идут внутри Сбера, а значит всегда можно найти «концы».