На днях мне написала одна мама. Она жаловалась, что ее сын 2 л. 7 мес. почти не говорит. Мы договорились встретиться.
Встреча состоялась, а обследование нет. Но, надеюсь, что приезд Мити не был бесполезным. Расскажу, как это было.
Соответственно возрасту я приготовила дидактические игры и оборудование. Мама сняла с сына трикотажную шапку и тихонько подтолкнула мальчика к столу. На вопрос, как тебя зовут, мальчик не ответил, поэтому пришлось спросить маму. Оказалось, что ко мне приехал Митя.
Я приветливо предложила пазлы.
- Будешь собирать?
Глазки загорелись, мальчик едва кивнул. Я привычно рассыпала пазлы на столе. Но Митя к ним не притронулся.
У меня есть классные кубики с машинками. Они заходят буквально всем мальчикам.
- Митя, может хочешь собрать кубики?
Мальчик снова утвердительно моргает длинными черными ресницами. Я достаю кубики из коробки и книжку с картинками к ним. Листаю яркие странички, где живые автомобили везут своих пассажиров. Предлагаю выбрать, какую машинку он будет собирать. У Мити ступор. Видно, что ему очень хочется поиграть, но он себе этого не разрешает. Его лицо ничего не выражает, плечики втянуты. Между ним и играми не каких-то тридцать сантиметров, а целая бесконечность...
Мама за Митиной спиной вдруг изрекает:
- С Вами на контакт он не пойдет.
!!!
Все главное уже сказано. Самый важный человек в жизни ребенка сказал свое веское слово
К слову сказать, Митина мама пришла ко мне по очень хорошей рекомендации. Понимая, как в вопросах задержки речевого развития важны сроки начала коррекции, я нашла для нее время среди своего ремонтного раскардаша. И вдруг такая неожиданная ремарка ...
- Мама, Вам сегодня двойка. Даже с минусом.
Обычно двоек я не ставлю, тем более родителям. Но тут вышло исключение .
- Почему?
- Потому что говорить такие вещи при ребенке нельзя.
И мама начинает мне объяснять, что Митя такой всегда. Он несколько месяцев ходил в школу развития и стал немного общаться только к концу занятий. А так он все умеет складывать, и ему нравятся вкладыши и пазлы. Он говорит. И у него есть короткие предложения «Мама иди», «Би-би едет бомой», он слушает книжки и договаривает концовки в стихах. В последние две недели он очень прибавил. И его речь стала более понятной. А так он давно много говорил, но было мало понятно.
Митя сидел как опущенный в воду. Никаких признаков живого ребенка в нём не замечалось.
- Если бы Вы предупредили меня заранее, наша встреча прошла бы иначе.
В данном случае я рекомендую Вам консультацию психолога. Именно Вам, а не сыну. Ведь дети - это наше отражение. Митя хотел бы поиграть, а позже и вступил бы в контакт, но что-то не даёт ему это сделать. От этого он явно испытывает психологические трудности.
- Какие трудности? Я его понимаю. Я чувствую и знаю, что он думает.
- И что же?
- Я бы хотел все это, но зачем?
- В этом нет, на Ваш взгляд, противоречия?
Мама задумывается, и подсаживается рядом с сыном.
- Пожалуй, есть ...
- Митя с сентября идёт в детский сад. К этому тоже нужно подготовиться: сходить к детскому саду, посмотреть как гуляют на участке дети, поговорить о том, что скоро...
- Он там уже был. Я там работаю.
- Кем Вы работаете?
- Воспитателем.
- Тем более, вы должны понимать, как трудно бывает ребенку, который тяжело вступает в контакт с новыми взрослыми.
Пока мы говорим, я достаю свой любимый план города с дорогами, домами, и набор машинок. Митя немного оживает. И одной рукой осторожно тянется за красной машинкой. Я веду его руку с машинкой к заправке и тихим ходом начинается наше взаимодействие.
В моей игре тётя ведёт свою дочку в детский сад, оставляет совсем ненадолго, и обещает скоро вернуться. Потом приезжает на машине и радостно забирает ее из детсада.
- Вот такие игры вы должны проиграть несколько раз вместе с Митей. А ещё, как Митя знакомится с воспитательницей, и дети в садике знакомятся и вместе играют. Тогда ему будет легче освоится в новой обстановке.
- Хорошо. Поняла.
Митя в это время совсем о́жил. Машины ездили, парковались и заправляли полные баки. И мальчик выдохнув воздух стал озвучивать транспорт. Потом обернулся на маму, пересел к ней на колени, и я услышала диалог:
- Потом к бабе Гале?
- Да. Потом к бабе Гале.
- Может Вам и не понадобится психолог, если Вы поймёте, что все дело в Вашем настрое и отношении к миру. Ребенок считывает Вашу неуверенность, страхи и другие негативные эмоции.
- Да. Я понимаю... Сама была такой в детстве. Помню, как трудно было ходить в магазин и что-то покупать.
- Постарайтесь научиться настраивать себя и ребенка в положительном ключе. Разрешите себе и ему проявлять желания и быть счастливым. Если всё-таки нужна будет помощь, не ребенку, а Вам, то я порекомендую хорошего психолога.
За воротами после прощания, Митя, вполне прилично для своего возраста, разговаривал с мамой. Надеюсь, что наша встреча была для нее полезной.
Напоследок, советы.
Если Вы планируете идти к логопеду с ребенком, сделайте, пожалуйста, это:
1. Расскажите ребенку, что вы планируете сходить к логопеду. Даже неговоряший ребенок поймет, что его куда-то поведут и предстоит общение с новым человеком.
2. Объясните малышу, что логопед покажет игрушки, картинки и посмотрит, как он умеет играть и говорить.
3. Поход к логопеду - это не экзамен. В ходе обследования никого не будут ругать. Поэтому настрой ребенка и родителей должен быть позитивным. Обследование речи нужно для понимания проблемы и составления плана индивидуальных занятий.
4. Избегайте фраз с частицей «не» типа «не бойся». Частицу «не» ничьё подсознание не слышит. Фраза звучит как «бойся». Если мама так говорит, значит, действительно, стоит чего-то опасаться.
5. Обо всех особенностях характера, поведения ребенка, лучше предупредить заранее. Это поможет специалисту более гибко подготовиться к встрече с вашим малышом.
Желаю всем встретить своего самого замечательного логопеда!