Вопрос подготовки к школе традиционно волнует и родителей, и педагогов, и даже самого ребёнка. Каждый родитель по мере взросления своего малыша начинает тревожиться и думать, как помочь ребёнку адаптироваться к школе, усваивать знания и не испытывать стресса. Этой теме посвящено множество научных исследований, написаны монографии, статьи, изданы учебно-методические пособия. Но однозначных ответов они не дают. Выбор предшкольного «образовательного маршрута» для каждого ребёнка будет зависеть от множества факторов, о которых рассказывает Галина Анатольевна Бутко, доцент ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук. Сегодня поговорим о детях, которые посещают детские сады.
Детский сад как часть системы образования
Оговоримся: в статье речь пойдет только о тех садах, которые работают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Это все государственные (муниципальные) детские сады. Что касается частных — здесь вопрос сложнее. Важно уточнять, есть ли у сада образовательная деятельность в рамках ФГОС или он занимается только уходом и присмотром за детьми. Это непростой вопрос, и о частных детсадах мы поговорим в другой раз.
Разберёмся, что даёт муниципальный либо частный детский сад, работающий по ФГОС ДО, и нужна ли дополнительная подготовка ребёнка к школе в таком случае.
Стандарты — это гарантии
Стандартизация дошкольного образования, помимо прочего, решает задачу обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Это значит, что получив в полном объёме дошкольную подготовку в соответствии с ФГОС ДО, «среднестатистический» ребёнок готов к освоению программ начального общего образования.
Стандарт дошкольного образования — основа для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности. В ней предусмотрены определенные направления обучения и воспитания детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Именно по этим областям знаний и работают воспитатели с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах, стараясь актуализировать полученные детьми знания и умения в их самостоятельной деятельности.
В целом это оптимистичная картина и вроде бы нет повода для волнений. Однако родителей всегда интересует вопрос: научат ли в детском саду ребёнка считать, читать и писать?
Что дети должны знать по ФГОС ДО?
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» направлена на формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания. Это означает, что считать вашего ребёнка научат и даже более, – сформируют у него элементарные математические представления, которые далее будут развиваться в школе.
По поводу «читать и писать» сложнее.
Образовательная область «Речевое развитие» включает формирование предпосылок к обучению грамоте. Это значит, что педагоги в детском саду будут развивать у детей коммуникативные навыки, формировать фонематический слух, механизмы звукобуквенного анализа, обогащать словарь, развивать связную диалогическую и монологическую речь, готовить руку малышей к письму, развивать мелкую моторику и координацию рук и тела. Кроме того, в стандарте заложены определенные цели дошкольного образования, в том числе формирование предпосылок к учебной деятельности и элементов готовности к школьному обучению. Значит, воспитатели будут помогать детям овладевать способностью к сотрудничеству в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; обучать внимательно слушать и слышать взрослого, выполнять действия по словесной инструкции, завершать начатое дело до конца.
А конкретнее?
В соответствии с п. 4.1 ФГОС ДО, результаты освоения Программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменить ребёнку какую-либо ответственность за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Таким образом, требовать от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений — чтение, письмо — неправомерно. Пункт 4.1. ФГОС допускает говорить только о возможных достижениях малыша к тому моменту, когда он перейдет из детского сада в школу. Таким образом, по вполне объективным причинам в детском саду не учат письму и чтению.
Письмо и чтение — не механические навыки. Они требуют работы мышления, которое должно быть достаточно зрелым, чтобы построить систему знаков, соотносящуюся с системой звуков, запомнить буквы и составить из них слово. Формирование всех этих процессов логично завершается к только периоду окончания младшего школьного возраста. Прежде чем учить чтению и письму, детский сад закладывает фундамент для успешного и быстрого освоения этих учебных навыков. Если форсировать ситуацию, это приведет к снижению самооценки ребёнка, мотивации и сложностям в освоении учебной деятельности.
Если не надо, но очень хочется
Несмотря на то, что массовое обучение чтению и письму в детском саду не предусмотрено, индивидуально обучать детей старшего дошкольного возраста этим навыкам никто не запрещает. Но каждый родитель должен ориентироваться на возможности самого ребёнка. Если он интересуется буквами и словами, стремиться их писать, пробует читать самостоятельно, то стоит стимулировать его любознательность. При этом задача взрослого не механически заучивать с малышом буквы и слова, а создавать условия, при которых у самого ребёнка возникнет потребность писать и читать.
Важно помнить: если ребёнок знает буквы, умеет читать и писать, это еще не залог успешного обучения. Важнее уметь понимать написанное и выражать свои мысли устно и письменно, логично и грамотно выстраивая суждения и умозаключения. Поэтому сам по себе навык чтения и письма не играет решающей роли в адаптации к первому классу.
А вот как учить ребёнка: самим родителям, нанять репетитора, отдать на развивающие занятия, на подготовительные курсы в школу – это зависит от состояния здоровья дошкольника, его готовности усваивать новые навыки, материального состояния семьи и многих других факторов.
Нужно ли учить учиться заранее?
Многие учителя считают, что подготовительные курсы в школе дошкольнику необходимы, потому что там он не просто учится писать, считать и читать. Там он получает первое знакомство со зданием и устройством школы, с тем, что такое урок, как себя ведут в школе, кто такой учитель и т.д. Нельзя не согласиться, что это всё очень хорошая адаптация к первому классу. Подготовительные курсы в школе помогают родителям понять, в каких рамках ребёнок должен находиться на момент поступления в школу.
Но нельзя забывать, что в детском саду режимные моменты отличаются от школьных. И если ребёнок ещё не готов к переходу на школьный режим в 6 лет, необходимо задуматься, стоит ли рисковать его здоровьем ради подготовки к школе.
Помимо подготовительных курсов в школе сегодня много других предложений по предшкольной подготовке детей. На что же необходимо обратить внимание при выборе варианта подготовки?
Думаю, не стоит идти туда, где обещают за полгода научить читать и писать. Натаскивание навыкам чтения и письма, которые ребёнок и так освоит в учебном процессе, это пустая трата времени и денег родителей. Ребёнка нужно не учить читать, а готовить к чтению, то есть учить слышать, развивать фонематический слух, понимать мягкость, твердость звуков. Развивать зрительную и слуховую зоркость. Прежде чем учить писать, необходимо готовить руку к письму, формировать графо-моторные навыки. Важно развивать усидчивость и навыки работы в коллективе. Если родителям предлагают именно подобные курсы, то это будет на пользу ребёнку.
В любом случае задача родителей, если они взялись ребёнка развивать, не прекращать работу и продолжать с ним заниматься и до школы, и в школе. Родителям необходимо помнить, что именно они несут ответственность за образование своего ребёнка, а детский сад и школа помогают им в этом.