Найти тему
Субъективно о кино

"Легенда о самбо" (2022) - красивая прича о двух путях в боевом искусстве

В фильме "Легенда о самбо" показана красивая философская притча о боевых искусствах на основе истории возникновения борьбы самбо, красочный и зрелищный философский рассказ.

Фильм очень красивый, красочный, зрелищный, наполнен философским смыслом, хороший сценарий, хорошая операторская работа - отличный фильм. У фильма "Легенда о самбо" есть только один недостаток - в нем нет ни слова исторической правды, все в фильме придумано от начала и до конца. Но при этом используются настоящие имена и фамилии - что "не есть карашо". Уж если делать легенду и философскую притчу - то стоило бы поменять фамилии и имена.

Постер фильма
Постер фильма

Основные действующие лица:
Виктор Спиридонов, участник русско-японской воны. Познакомился с японским джиу-джитсу в боевых условиях, работает в милиции.
Василий Ощепков - человек, изучивший дзю-до у самого Дзигоро Кано в Японии, создает систему самбо для военных.
Анатолий Харлампиев - московский хулиган, случайно оказавшийся в гуще событий.
Напомню - все в фильме выдумано, в реальности все было не так. Особенно обидно за Харлампиева - он никогда не был хулиганом, а к 1936 году уже был достаточно известным спортсменом, и начал свою тренерскую работу.

События разворачиваются в 1936-1937 годах.

Фабула фильма "Легенда о самбо" построена на противостоянии и последующей дружбе двух противников = Спиридонова и Ощепкова.

Спиридонов воспринимает самбо, как секретное оружие, которое должно быть только в руках милиции, Ощепков создает систему "для всех" - обучает всех подряд, даже женщин и хулиганов.

Спиридонов обуян страстями и желаниями, Ощепков показан как рыцарь без страха и упрека, без ярко выраженных чувств и эмоций.

Спиридонов воспринимает самбо прежде всего, как набор приемов, причиняющих боль, Ощепков - за системных подход, когда все встраивается в единую систему - растяжка, разогрев мышц, дыхание и т.п.

Но есть и третий игрок - чекист Интеллигент. Который считает, что создание системы самбо - это заявка на власть, и эта власть должна быть только у него...

Интеллигент. который хочет подмять под себя все боевые искусства в СССР
Интеллигент. который хочет подмять под себя все боевые искусства в СССР

На этом фоне показываются поистине фантастические события - приезд японцев в Москву с дружескими поединками на арене цирка и приезд немецкой команды дзю-до на Спартакиаду 1936 года. Излишне говорить, что в реальности и то, и другое в 1936 году быть просто не могло...

Фильм "Легенда о самбо" достаточно динамичен, наполнен интригами и поворотами сюжета. Сюжет несколько предсказуем, т.к. слишком сильно перевирать судьбы действующих лиц сценаристы не решились.

Особое достоинство фильма - поединки. Борцовские поединки очень трудно снять зрелищно и динамично - борьба менее динамична, чем рукопашный бой руками-ногами. Но создателям фильма удалось сделать очень красочными и динамичными борцовские поединки. Браво! В этом плане фильм - просто шедевр, не имеющий аналогов.

Мне фильм "Легенда о самбо" очень понравился. Стоит ли его смотреть? Если вам нравится файтинг-экшены или фильмы про боевые искусства - безусловно.

Если нет - стоит из-за атмосферности и качества фильма. Только не забывайте - в этой красивой и поучительной притчи нет исторической истины. Настоящие Ошепков, Спиридонов и Хралампиев были совсем другими...

И для сравнения - стоит посмотреть советский вариант фильма про самбо: