Найти в Дзене

От заката до рассвета: почему российские регионы бросились регистрировать бренды

Оглавление

В июне 2024 года Киров получил от Роспатента свидетельство — о признании Столицей Рассветов России. Теперь в регионе создадут карту с указанием лучших локаций, где можно встретить рассвет. Губернатор Александр Соколов особо подчеркнул, что в ее создании могут принять участие все — достаточно сделать фото рассвета и отправить его составителям карты.

Власти ожидают, что новый бренд Кировской области станет узнаваемым и сможет привлекать гостей из других областей.

Это не единственный прецедент — многие регионы уже зарегистрировали собственные бренды и получили патенты.

Например, в июле 2024 года патент получила Башкирия. Республика теперь имеет патент на название «Башкирская шаль». Эта шаль представляет собой теплый пуховый платок, который создают из шерсти вычесанных коз местной породы. Башкирские шали производят уже несколько веков. Еще в 18 веке исследователи писали о том, что шали из пуха являются традиционным промыслом.

Роспатент зарегистрировал такие региональные бренды, как брянская малина и брянский пряник, курганское и рязанское пиво, коломенский калач, кубанский рис, шницель по-биробиджански, тюменский пломбир… И это касается не только еды: в списке есть и древние традиционные ремесла, и дары природы, и национальные костюмы — и не только.

Планы

Российские регионы постепенно регистрируют собственные бренды. Недавно стало известно, что в ХМАО — Ханты-мансийском автономном округе — федеральный статус получит бренд «Черное золото Югры». Регион знаменит своими нефтяными месторождениями.

У дальневосточного Благовещенска тоже есть своя «изюминка», но она не связана с традиционными промыслами. Дело в том, что Благовещенск может похвастаться тем, что прямо в черте города нашли гигантских доисторических ящеров — и не простых, а сразу несколько видов последних азиатских динозавров, которые вымерли около 65 миллионов лет назад. При этом ящер пока никак не зафиксирован в связке с городом — хотя прецедент есть и в России: на флаге Чернышевского района Забайкальского края изображен динозавр кулиндадрамеус.

Еще один региональный бренд лучше всего рассматривать в связке с брендом Кирова. Если в Кирове «запатентовали» рассветы, то в Нижнем Новгороде (несколько часов в пути от Кирова) — собираются регистрировать бренд «столица закатов». Надо сказать, что в обиход это выражение запустили давно — в 2021 году в регионе проходил одноименный фестиваль. Но узаконивание бренда должно, по задумке организаторов, укрепить позиции города, сделать его популярнее среди туристов.

-2

В город Омск тоже планируют привлекать туристов. На выставке «Россия» омский губернатор Виталий Хоценко заявил, что для региона уже разработан новый бренд — место силы, объединяющее людей. В городе планируют запустить арт-фестиваль, благодаря которому Омск станет «музеем под открытым небом».

В июле 2024 года прошел гастрономический фестиваль в Бурятии — регион проводил его уже во второй раз, а гвоздем программы стала боргойская баранина. Это особый продукт, который интересен своим вкусом: мясу придают особенность климат Бурятии и солоноватая местная почва. Боргойская баранина была известна и ранее, даже при дворе российских императоров.

Будущее территориальных брендов

Региональные бренды в последнее время активно регистрируют — если в феврале 2020 года был зарегистрирован лишь один бренд (и это были орские старогородские пирожки), то в феврале 2023 — уже 3. За весь 2020 год было зарегистрировано 23 бренда, а за 2023 — 29. Тренд налицо.

Цель регистрации — такая же, как и при регистрации товарных знаков. Выделить себя из ряда других регионов большой страны, привлечь туристов и в конечном итоге монетизировать свои усилия, популяризовать местность, сохранить традиции и культурное наследие. Последнее делать гораздо проще, если какое-то традиционное ремесло — на слуху.

Зачем регистрируют? Такое нематериальное наследие подчиняется тем же законам, что и иные виды интеллектуальной собственности. Региональный бренд регистрируется в Роспатенте либо как «наименования места происхождения товара» (НМПТ), либо как «географические указания» (ГУ). Однако он оформляется по особой процедуре, поскольку напрямую связан с определенной местностью, будь то страна, регион или село.

В чем разница между ГУ и НМПТ?

НМПТ — это словесное обозначение, а ГУ — любое обозначение. НМПТ — название географического объекта, производное от него или словосочетание, включающее в себя такое название, а ГУ — обозначение, которое позволяет потребителю понять, что товар происходит из определенного региона.

НМПТ имеет особые требования: обозначение должно быть известным еще до подачи заявки в Роспатент; у товара должны быть особенные свойства, которые определяются местоположением, а все стадии производства товара должны проходить на территории указанного региона.

У ГУ другие требования: на указанной территории должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, а товар должен обладать характеристиками, которые связаны с его географическим происхождением.

Примеры ГУ: шампанское, рокфор.

Примеры НМПТ: астраханские арбузы, башкирский мед, «Ессентуки».

***

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро «Железно» и в сообществе ВКонтакте.