Найти тему
Сретенский монастырь

«ЖИТИЯ СВЯТЫХ: ИСТОРИИ РУМЫНСКОГО СТАРЦА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Архимандрит Клеопа (Илие) (1912–1998) в Румынии, где он родился и подвизался на духовном поприще до конца жизни, почитается как Паисий Святогорец в Греции, как Серафим Саровский в России, как Николай Сербский среди православных бывшей Югославии. Честная, чистая жизнь, глубокая преданность вере христианской и любовь к людям, которые потоком шли в монастырь Сихэстрия в Карпатах, где старец Клеопа был настоятелем, – все это делает его фигуру чрезвычайно привлекательно для российского читателя, желающего расширить свои представления о православной жизни наших соседей, в данном случае румын. К тому же старец Клеопа, благодаря самообразованию, встал в один ряд с выдающимися богословами ХХ века: он автор многочисленных эссе, статей на богословские темы. Не забывал архимандрит Клеопа и юных читателей, адресовав им несколько книг, увлекательно и популярно рассказывающих о сути духовной жизни и о ряде христианских святых.

 Архимандрит Клеопа (Илие)
Архимандрит Клеопа (Илие)

Детские книги старца Клеопы вполне можно использовать как учебные пособия по истории Церкви. Согласитесь, гораздо лучше, чем скупые строчки и сухие факты из учебников и научно-исследовательских статей, запомнится такое эмоциональное, взволнованное, горячее обращение непосредственно к читателю: «Вот подумайте только: наша Церковь была триста лет гонима двенадцатью римскими императорами-тиранами! Тогда миллионы людей стали святыми. В одном лишь Риме появились тысячи мучеников!»

Так начинается рассказ о святом Тарсисии, которому было всего десять лет, когда он погиб, «защищая Святые Таины», как говорит автор и признается, что сам не мог сдержать слез, когда побывал в римских катакомбах на могиле святого отрока. С каким волнением читаешь строки о трех тысячах христиан, томящихся в темнице императора Диоклетиана и передающих на волю единственную просьбу: «Они слезно молятся о том, чтобы Святые Таины попали к ним, чтобы, прежде чем они прольют свою кровь за Христа и распрощаются с жизнью, вы причастили их и они укрепились Христом». Принести Святые Дары обреченным на казнь вызвался десятилетний Тарсисий. И погиб, спасая святыню от язычников.

Еще один отрок, 13-летний Потит, живший во II веке, продемонстрировал духовную зрелость, какой и взрослые не обладают. Его спор с императором Антонином весь словно соткан из слов Священного Писания, цитат святых отцов и богослужебных текстов. Но воспринимаются они легко, поскольку звучат из уст подростка. Старец Клеопа, прекрасно зная особенности возрастной психологии, не случайно в своем сборнике уделяет внимание именно судьбам детей, отважно защищавших свою веру и причисленных к лику святых. Ребенку нужен образец для подражания, и книга архимандрита Клеопы удовлетворяет эту потребность в равнении на благородство и силу духа, показывая подвиги ровесников юного читателя.

Невероятной, сказочно-фантастической представляется история о святом Марке с горы Фраческой. Тут и тридцатилетнее противоборство отшельника с целой армией бесов, и поразительный аскетизм («в те годы, когда меня одолевал голод, я ел пыль и пил воду морскую, когда меня мучила жажда»), и необычный внешний вид (святой весь покрыт волосами). А чего стоит фантастический и при этом почти анекдотический эпизод, когда в разговоре с путником святой Марк процитировал Евангелие («…скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет»), и гора сдвинулась с места и отправилась к морю. На что отшельник реагирует вполне буднично и увещевает ее, как какую-нибудь домашнюю буренку: «Что ты делаешь, гора? Я не велел тебе идти, я просто говорил с братом. Вернись на свое место!» Как в сказке, по просьбе Марка появляются скромные, но свежие и вкусные яства, и невидимый слуга (рассказчик поясняет, что это был ангел) после трапезы убирает все со стола. Но сказочно-фантастические моменты служат не развлечению, а подготавливают читателя к центральным событиям этой истории: отходу святого Марка из этого мира и произнесению им величественной и трогательной проповеди.

-2

Есть сказочные мотивы и в истории о святом великомученике по имени Евстафий Плакида. Встретившийся ему на охоте олень несет меж рогов «светозарный крест», с которого Сам Иисус Христос обращается к нему, как обращался Он к апостолу Павлу: «Почему ты гонишь меня, Плакида?» Затем героя этого жития постигают, как праведного Иова, несчастья: разорение, бегство в чужую страну, лишение жены и детей, которых отняли злые люди и дикие звери. Но Плакида, хоть и плачет, «побеждаясь естеством», но не ропщет и благодарит Бога за все.

Повествование перерастает рамки сказочно-притчевой истории, эпически разрастается, становясь авантюрно-приключенческой и одновременно воинской повестью. Ведь Плакиде, 15 лет добровольно проработавшему на положении почти что раба, возвращается высокая должность военачальника, богатство и слава. Он во главе войска разбивает врагов и вновь встречает жену и сыновей. «Однако Бог, не хотящий, чтобы в мире сем кратком и непостоянном рабы Его до конца были прославляемы почестью сей временной и суетной, уготовал им на небесах честь и славу вечную и непреходящую». А заслужить эту славу можно только страданиями в земной жизни, что и происходит с Плакидой и его семьей, замученными императором, который требовал от них принести жертву языческим идолам, но получил отказ. Гибель их воспринимается как торжество жизни вечной над смертью и не оставляет тяжелого впечатления. Наоборот, финал истории торжественный и жизнеутверждающий: святые на глазах читателя входят в Царство Божие. И тут надо отдать должное таланту рассказчика, который обращается со словом мудро и бережно, создавая красочную и добротную ткань повествования.

Многим православным во всем мире известно имя Алексия, человека Божия, издавна особо почитаемого на Руси. Однако мало кто может рассказать историю его жизни. Книга восполняет этот пробел в знаниях. Старец Клеопа передает житие святого Алексия с такой искренностью, теплотой и пронзительностью, что невольно слезы наворачиваются во время чтения.

-3

Завершает сборник глава, посвященная великомученице Екатерине Александрийской. Она в целом следует житию, изложенному святителем Димитрием Ростовским, однако в передаче старца Клеопы приобретает особую мягкость и задушевность интонации, так что даже сообщение о смерти Екатерины от меча язычников не вызывает у читателя ужаса и тревоги, а наполняет душу тихим светом, ведь мученица отошла «в радость вечную». Надо отметить, что архимандрит Клеопа не избегает в своем повествовании о святых мучениках фактов их страданий, но сообщает о них аккуратно и бережно по отношению к восприимчивому детскому сердцу, поэтому книга может быть адресована и тем детям, которым свойственна впечатлительность и ранимость.

Каждый рассказ сборника заканчивается резюме, своеобразной краткой и выразительной проповедью, которая воспринимается не как навязчивое назидание, а как дружеский совет мудрого старшего друга. «Если Он первым возлюбил нас, то и мы должны любить Его всем сердцем. Если Он смирился ради нас и претерпел позорную смерть для нашего прощения и искупления, то разве мы можем бежать от напастей, искушений, мук и злостраданий ради Христа?»

После прочтения этой книги невоцерковленный доселе читатель наверняка задумается: что-то, видимо, есть такое в христианской вере, что побуждало людей без страха отдавать свою жизнь за нее. И первый шажок в сторону Церкви будет сделан.

КУПИТЬ КНИГУ

Наталья Богатырёва

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм