Найти в Дзене
A L E K Ó

Получится ли у российских брендов все таки затмить Zara и Bershka?

Вот уже два года мы живем без Zara, Bershka, H&M и Uniqlo. Уход иностранных брендов открыл двери отечественным маркам. Казалось бы, теперь у наших компаний есть шанс затмить fashion-гигантов, как Inditex Group и H&M Group, — на деле же все столкнулись с множеством проблем. Некоторые бренды в этой борьбе даже вынуждены были закрыться. Сегодня, спустя время, уже можно сделать выводы о том, как сложился путь развития локальных марок.

Изображение взято из открытого источника по адресу: legion-media.ru Автор: Чиженок Александр/PhotoXPress.ru
Изображение взято из открытого источника по адресу: legion-media.ru Автор: Чиженок Александр/PhotoXPress.ru

На 2022 год прогнозы строили неутешительные — главной задачей наших компаний видели не продвижение, а выживание. Это было связано со сложностями логистики, ведь многие закупали материалы и даже производили изделия за рубежом. Бренды успели запастись тканями только на пару сезонов, но не больше — необходимо было в срочном порядке искать альтернативы. Отечественным фабрикам недоставало кадров и где-то опыта, чтобы отшивать изделия. Плюс сыграл фактор лояльности — не до конца было понятно, готовы ли покупатели так скоро отдать предпочтение локальным маркам. Согласно аналитике консалтингового агентства Fashion Consulting Group (FCG), на этот период российский модный рынок просел на 8.5%. Неужели, все так плохо?

В целом пик кризиса удалось пережить — в 2023-м бренды смогли урегулировать вопросы поставок материалов и производства, хотя последствием стало повышение цен — причем во всех сегментах (как в масс-маркете, так и в премиум). Как отмечают аналитики Fashion Consulting Group (FCG), цены поднялись на 30%. Но это не помешало компаниям расти — «РБК Исследования рынков» показали в своей статистике, что оборот розничных продаж модных товаров увеличился на 15,1% в 2023 году. Многие бренды заняли лакомые места в торговых центрах и на самых проходимых улицах городов, где раньше располагались востребованные иностранные магазины, — например, Gloria Jeans разместилась в флагмане H&M на Тверской, а Lime — в помещении Nike на Кузнецком мосту. Так, это значит, что российские марки все таки затмили иностранные?

Магазин Lime на Кузнецком мосту. Фото взято из личного архива.
Магазин Lime на Кузнецком мосту. Фото взято из личного архива.

Я не могу так сказать — сейчас компании пережили самый кризисный момент, а борьба за доминирование на рынке только началась. Но, если рассматривать конкретно, заменят ли наши марки именно Zara и Bershka (и вообще бренды Inditex Group): некоторые сейчас активно пытаются это сделать. И даже пробуют похожие с Inditex Group бизнес-модели. Если говорить о ней кратко, то задача брендов компании — предоставлять подиумные тренды по доступной цене — это отражается не только в самой одежде, но и в маркетинге (каталоги в стиле премиум брендов, съемки с супермоделями и т.п.).

Пробуют эту концепцию Melon Fashion Group, куда входят Zarina, Befree, Love Republic и Sela. Причем повторить успех пытаются уже давно: компания также разделила свои бренды по сегментам (Befree и Sela — молодежный и бюджетный вариант, Zarina и Love Republic — для людей постарше и более обеспеченных, и также была введена новая марка Idol, в которой видят аналог Massimo Dutti), и всегда старалась вводить трендовые вещи, показывая их в стиле премиум брендов. Например, у Love Republic были кампейны с Алессандро Амбросио и даже Наоми Кэмпбелл еще гораздо раньше, чем Gloria Jeans сделали съемку с Ириной Шейк. А еще бренды компании ввели каталоги, напоминающие по концепции Zara.

-3

Конечно, в рамках дефицита иностранного товара потребители были вынуждены перейти на отечественный продукт, но лояльность к нашим брендам действительно растет. По данным Национального рекламного альянса, у 73% опрошенных ими есть любимый российский производитель одежды, а 43% постоянно покупают одежду и обувь местных брендов. Я считаю, что марки идут в верном направлении: поменялась коммуникация с клиентами, маркетинг и PR. Если продолжат в том же духе, то есть все шансы получить полное доминирование на российском рынке, но затмить Inditex Group полностью — навряд ли. Все таки у компаний разные пути развития и цели, а Zara, Stradivarius, H&M и прочие бренды мы все равно не упускаем из вида, потому что они остались доступны онлайн через параллельный импорт и в ближайших странах СНГ.