Все мы помним топливный кризис, который развернулся в конце лета – начале осени прошлого года. Он был вызван дефицитом топлива на внутреннем рынке. Сейчас, боюсь, может повториться подобная ситуация, потому что имеются определенные признаки, определенные факторы, согласно которым на рынке опять может возникнуть дефицит. Правда, ситуация отличается от прошлогодней тем, что сейчас в подвешенном состоянии находятся объемы по 95-му бензину. Поэтому сейчас я буду говорить конкретно про него. Что касается 92-го и дизеля, то здесь ситуация более-менее стабильная.
Итак, биржевая стоимость АИ-95 побила очередные рекорды – где-то 75-76 тыс. руб. за тонну. Это, действительно, много, но, учитывая особую методику подсчетов, необходимо понимать, что в 1 тонне бензина содержится 1333 литра в среднем. Поэтому биржевая цена за литр составляет примерно 56 руб. Средняя цена на АЗС также 56 руб. – то есть они сравнялись. А учитывая налоги, учитывая дополнительные расходы, которые несут автозаправочные станции, можно сказать, что они работают фактически в убыток. Им невыгодно продавать 95-й бензин. И, соответственно, если так, может быть, тогда и не продавать?
В чем основная причина: у нас, как известно, в прошлом году, после того топливного кризиса Правительство ввело эмбарго на экспорт топлива как по бензину, так и по дизелю. Оно в начале года было продлено и действует как минимум до 31 августа, однако начиная с мая эмбарго было временно и частично приостановлено. Бензин разрешили экспортировать, но только тем компаниям, которые являются его производителем, а не перекупщиками. Если по дизелю 50% идет на экспорт, 50% на внутренний рынок и, таким образом, остаются объемы для маневра, то на внутреннем рынке всегда хватит этого вида топлива. Но по бензину ситуация иная: потребление в год составляет примерно 37-38 млн тонн, а производится около 42-44 плюс-минус. То есть остается небольшой зазор в 10%.
Что идет у нас на экспорт? Какой бензин? Обычно 95-й, потому что 92-й и так есть везде есть, это менее технологичное производство. И даже в странах третьего мира он зачастую производится. Поэтому особым спросом пользуется 95-й. И здесь складывается ситуация, что этот самый зазор в 10%, на самом деле, не по всему этому виду топлива, а конкретно, как я уже сказал, по 95-му. Он буквально вымывается из страны. Его активно разбирают представители других государств, и на внутреннем рынке образуются его нехватка.
И сейчас, безусловно, купировать данную проблему, необходимо. Решение для этого понятное – это возобновление полного эмбарго на экспорт бензина. И, судя по всему, по комментариям вице-премьера Александра Новака, именно такое решение принято, и оно вступит в силу с 1 августа. В противном случае мы получим искусственно созданный дефицит на внутреннем рынке и рост цен.
Рост цен на топливо – это одно из самых негативных для экономики последствий, потому что от топлива зависит буквально все: от каких-нибудь уборочных работ и далее по цепочке все более сложный и высококвалифицированный функционал. Соответственно, сюда же логистика. Все дорожает, формируется вклад в инфляцию – а потом Центробанк зачем-то повышает ставку, как будто он таким образом ставкой влияет на топливный рынок. Конечно, нет.
Но не будем сейчас о Центробанке. Как уже сказал, с 1 августа соответствующее решение, по заверению Правительства, должно вступить в силу. и оно поможет предотвратить ситуацию прошлого года, предотвратить топливный кризис. Хотя, на самом деле, все же останутся лазейки для экспорта. Либо действительно эмбарго будет работать, так как должно – увидим. По крайней мере, сейчас, в отличие от предыдущего года, кабмин предпринимает соответствующие решения заранее, не дожидаясь, того момента, когда ситуация станет совсем катастрофичной. Поэтому ждать осталось недолго.