Небольшая зарисовка из детских летних впечатлений.
Был теплый летний вечер. Садилось солнце. На небе было несколько перистых облаков.
Тепло. Пахло свежескошенной травой.
Скоро начнет смеркаться. На берегу Волги (буквально в 100 метрах) стоял не очень новый деревенский сруб. Со стороны реки к нему пристроена терраса с тремя большими окнами.
В тот вечер они были раскрыты настежь. С улицы виднелись занавески из холщовой ткани.
В одном из окон можно было различить женскую фигуру, одетую в черное. Это моя бабушка
- она сидит в удобном кресле.и, покуривая, смотрит на Волгу. Её черные с проседью волосы собраны в пучок. Ей тогда было лет 45. В тот вечер мы приехали с родителями на дачу. Бабушка, радостно улыбнувшись, встала и пошла нам на встречу. У нее была тогда такая легкая радость человека, не ожидающего в своем одиночестве кого-то, но обрадовавшегося нечаянной радости. И у нее тогда было такое выражение лица, когда она нас еще не увидела, не поняла что это мы приехали. Потом часто я наблюдала и очень любила это ее особенное выражение лица, мне казалось, много говорящее о ней, о её внутреннем мире. Она смотрела вдаль и курила, прищурившись немного. И по ее лицу было видно, что она наслаждается сегодняшним состоянием природы и самой собой, сидящей в этом кресле, на террасе
с открытыми окнами, и в доме уже почти темно и предметы ели различимы. Она смотрела
на всё это и на себя, как бы со стороны, как на картину и любовалась этой картиной.
Еще мне очень нравилось как она курила. Сначала она долго затягивалась, вытягивая голову вверх. Она при этом как бы вся уходила внутрь себя в свои какие-то мысли и прошлую жизнь, а потом выпускала дым изо рта и осматривалась вокруг, созерцая красоту природы вокруг
и, оценивая собеседника.
Вообще бабушка была известным в своем круге художником. У нее было много друзей, связей, хороших знакомых. У нее покупали украшения, она хорошо зарабатывала, всех кормила.
Ей было около 40-ка (если не ошибаюсь), когда она решила жить в деревне. Сначала она там жила с ранней весны до поздней осени. Потом, года через два, решилась перезимовать. Перезимовала. И 20 с лишним лет, вплоть до своей болезни жила на даче одна. Только летом мы с ней там жили и зимой иногда навещали.
Я сейчас все это так долго описываю. Конечно, 10 летнем ребенком я все это так не осмысляла, но чувствовала это, как ощущение, и оно врезалось в мою память. Эх.. Жалко бабушка уже не может прочесть этих строк - я думаю ей бы понравилось.
Еще есть воспоминание о вечере похожем на этот. Только в этой картине я валялась в стоге сена( стог сена был перед террасой с окнами) с собакой по имени Сеня ( порода Колли).
Я падала навзничь прям в стог сена.
Сеня напрыгивал на меня и делал вид что кусает: прихватывал своими длинными челюстями немного, то за руку, то за ногу.
Я хохотала и кидалась в него сеном. Он рычал и ловил пастью сено. Потом отплевывался
и напрыгивал на меня снова.
Тогда мне было лет 9-10. Иногда было очень тоскливо целыми днями саму себя занимать. Бабушка, то готовила мне обед, то возилась в саду, то рисовала пионы( но пионы мы вместе рисовали), делала свои украшения. А я за ней ходила хвостиком и говорила: Бабушка ,
а бабушка...... Бабушка продолжала: зачем тебе хвост? Бабушка занималась своими делами,
а я или находила себе дела как-то связанные с ее делами(например, собирала гусениц
с капустных листов) или находила какие-то свои: резала траву, складывала ее в банки
и поливала водой. (Трава там постепенно тухла и начинала как-то странно пахнуть. мне почему-то это очень нравилось.) Качалась на качелях под огромной липой, росшей у нас
с другой стороны дома, за забором. Ходила включать и выключать воду на колонку вместе
с Сеней и Кузей.
Время как-то интересно менялось на даче. Сначала, первых две недели жизни на даче, еще сохранялась суетная инерция городской жизни. Находилась масса дел! Помыть полы, убраться, пойти проверить не изменились ли давно знакомые места: вид на Волгу,если стоять под сосной на холме, купальное место на Дёрже, колхозное поле. Потом ощущение жизни как-то менялось дни тянулись медленно, сливаясь в один однообразный спокойный день, где ничего не происходило. Гораздо больше событий было у героев книг, которые я читала.
И,поскольку большую часть дня я что-то читала, то мне иногда казалось что жизнь реальней там, в книжке, а здесь так фон только. Дни тянулись медленно и неспешно, все дела казались суетными и не нужными природе, которая нас окружала и жила своей жизнью.
И мы с бабушкой жили, подчиняясь ее ритму. Дни сменялись ночами. Иногда не было света
и мы зажигали свечки, бабушка читала мне наизусть "Евгения Онегина"( не все книги еще привезли из Москвы). И, от нечего делать засыпали рано. В дождливые дни сидели дома. Один раз мы даже сбились со счета какой сегодня день недели: пятница или суббота. И пошли в колхоз "Борки" пешком(4км), в магазин и спросить какой день недели.
Каждый день моя задача была чем-нибудь убить время. Часов да 3-ёх ночи я читала. Просыпалась около 12-и. Часов до 2-ух читала. Потом завтракала часа два, тоже, читая. Ура! Пол дня уже прошло! Глаза уже уставали перебирать слова и строчки и я шла включать воду с собаками, собирала цветочки на поле, приставала к бабушке и ждала, что кто-нибудь к нам приедет. Особенно я ждала Андрюшку с Леркой.
Был теплый летний вечер, я валялась в стоге сена с Сеней. Бабушка сидела в кресле на террасе с открытыми окнами и курила. Вдруг, к нашим воротам подъехала какая-то машина.
Я сразу решила, что это Лерка с Андрюшкой и с радостным криком: ура приехали!!! Кинулась к воротам. Сеня с лаем побежал за мной. Люди, вышедшие из машины очень обрадовались такому радушному приёму, но это были не мои дядя с тетей. Была там какая-то женщина, которая очень радостно мне улыбалась и мужчины какие-то. Это оказались бабушкины
и дедушкины друзья.