Полотно «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» является одной из самых масштабных по формату и, пожалуй, самых проникновенных и выдающихся по сюжету работ Василия Перова. В ней художник рассматривает социально значимую тему, связанную с эксплуатацией детского труда.
Картина создавалась в то время, когда крепостное право уже отменили, но русское крестьянство по-прежнему находилось в крайне бедственном положении. Чтобы помочь родителям, дети сызмальства включались в работу. Предстоящая перед зрителем сцена непосильного детского труда не может не вызывать сочувствия: трое измождённых ребят, натужно подавшись вперёд, тащат сани с огромной бочкой.
Сюжет «Тройки» основан на реальных событиях. Однажды Перов стал свидетелем того, как трое детей, тянувших сани с бочкой, не смогли удержать поклажу и она опрокинулась. Вода вылилась на дорогу и превратила ее в ледяную горку. На своём полотне художник также изобразил трое уставших и замёрзших детей, которые тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды.
Первоначально Василий Григорьевич планировал вызвать как можно больше жалости у зрителя. На подготовленных набросках лица ребятишек выглядели крайне истощенными и уродливыми, а худоба фигур подчёркивалась угловатостью черт и острыми краями лохмотьев.
Впоследствии Перов немного поэтизировал образы: придал им более миловидные черты и добавил выражение страдания. Однако от этого герои выглядят не менее ужасающе: полузакрытые глаза, напряжённые позы, тяжёлые повороты голов, тщедушность тел, скрывающихся под не по возрасту подобранной одеждой и обувью. Мальчик слева совершенно устал, ему еле хватает сил идти. Девочка справа и мальчик в центре ещё тащат сани с бочкой.
Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Его лица не видно, да и сам он почти неприметен и выступает, скорее, частью пейзажа. Аналогично и его участие – лишь временное и ничего не меняющее в жизни этих несчастных детей.
Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Ещё чуть-чуть и вся тройка упадёт замертво от холода.
Название для картины выбрано неслучайно — автор сравнивает мастеровых с тягловыми лошадьми, перевозившими тяжелый груз. Мрачные серо-коричневые тона только подчёркивают весь ужас ситуации.
Известно, что Перов очень тщательно выбирал героев для своей картины. И если для крайнего мальчика и девочки художник нашёл натурщиков быстро, то подходящего прообраза для центрального героя всё никак не попадалось. Большая часть работы уже была написана, а главная фигура, которая должна была являться композиционным центром, так и оставалась нетронутой. Но к счастью, Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Художнику удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына.
Во время работы живописец узнал, что мальчика зовут Васей, что он — последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей. Вскоре картина была закончена и куплена Павлом Третьяковым. А через четыре года к художнику пришла бедная женщина, в которой oн с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел бедную женщину в галерею. Там несчастная упала на колени перед картиной и стала молиться, простояв перед полотном, как перед иконой, несколько часов. Увидев эту сцену, Перов заново написал портрет Васеньки и подарил его женщине.
Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря.
На полотне запечатлен исторический факт. Дело в том, что на Трубной площади было устроено нечто вроде общественной колонки-водохранилища. Оттуда все могли черпать воду в любом количестве. Кто побогаче – нанимал водовозов, а прочие тащили воду на чем придется, в том числе и на себе. Высокий подъем по Рождественскому бульвару придавал ноше еще большую тяжесть.
Владимир Стасов, русский художественный критик, писал: «…Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»
Спасибо, что дочитали до конца ❤️
Исследуйте искусство вместе с нами: подписывайтесь на канал о создании картин!