История повседневной жизни в Советском Союзе. Без политики и пропаганды.
Мы покажем 6 малоизвестных снимков из советского прошлого, и расскажем о том, что же происходит «за кадром». Героями фотографий стали кумиры эпохи, забытые герои и простые граждане СССР.
Узнали человека, который заправляет свою «волгу»?
Смоленская область, Гжатский (ныне – Гагаринский) район, поселок Сверчково
1960-е гг.
Особо внимательные, конечно же, разглядели Юрия Алексеевича Гагарина. Первый космонавт Земли приехал в родные места на новеньком ГАЗ-21, собранном по индивидуальному заказу.
Это подарок, который Гагарин получил от страны за полет в космос. На фото частично виден номерной знак:
78-78 МОД
Чуть позже Юрий Алексеевич приобрел другую «волгу», на которую установил свой личный номер:
12-04 ЮАГ
Расшифровывать, думаю, не нужно…
Кстати, в салоне автомобиля семья Гагарина – супруга и две дочери.
Детки репетируют
Украинская ССР, город Киев
Первая половина 1980-х гг.
Фотографию в одном из детских садиков украинской столицы сделал немецкий фотограф для буклета, изданного в ГДР в 1986 году.
К сожалению, контекст неизвестен. Подпись к иллюстрации гласит:
«Веселые уроки в одном из детских садов. Всего в Киеве 760 таких дошкольных заведений, где под наблюдением и заботой находятся многие тысячи юных жителей украинской столицы».
Да и 760 детских садиков для 2,2 миллионов жителей Киева кажется преувеличением. Для примера в 2010 году в 11-миллионной Москве имелось 2040 дошкольных учреждений.
И, похоже, все-таки это не просто урок, а репетиция чего-то праздничного…
При этом одна девочка (скорее всего из первого ряда с красными флажками) почему-то не участвует в общем действии.
Купание в Балтийском море
Калининградская область, город Зеленоградск
1948 год
По решению Потсдамской конференции держав-победительниц 1945 года населенная немцами Восточная Пруссия передавалась СССР (примерно третья часть со столицей Кенигсбергом и литовским портом Клайпеда) и Польше (остальные две трети).
Город Мемель (Клайпеда) был возвращен в Литовскую ССР, а на остальной части создана Кенигсбергская область, переименованная в 1946 году в Калининградскую.
Все немецкое население региона подлежало депортации в Германию. Все немецкие топонимы (географические названия) получали русские наименования.
Курортный немецкий город Кранц на берегу Балтийского моря в том же 1946-м был переименован в Нахимовск, а спустя год получил современное название - Зеленоградск.
В это же время в опустевший регион началось массовое переселение советских граждан из пострадавшей от войны Европейской части СССР. Первый эшелон привез в Калининградскую область жителей Брянской области, переживших оккупацию. Отныне они – калининградцы.
На тот момент, когда сделан снимок немцев в бывшей Восточной Пруссии не осталось (за редкими исключениями). Значительную часть населения составляют военные. Многие из них после демобилизации осядут в ставших родными местах.
Курортной индустрии в бывшем Кранце пока еще нет. Разве что функционирует военный санаторий на 300 койко-мест и госпитали. Пляжный отдых совершенно дикий. Да и живет здесь постоянно всего несколько тысяч человек.
Зато сегодня 17-тысячный Зеленоградск является курортом федерального значения и ежегодно принимает более 3 миллионов гостей. Причем половина из них – это жители самой Калининградской области.
Герой труда
Москва, Завод имени Лихачева
1974 год
Суровый мужчина на фото – Анатолий Яковлевич Манахтин (1927-1996) – слесарь-водитель цеха испытаний и сдачи автомобилей ЗИЛ.
В 17 лет он ушел на фронт, а в 1951 году, после демобилизации, вернулся в родную Москву и стал работником автозавода, который тогда еще носил имя Сталина.
Анатолий Манахтин проработал на ЗИС/ЗИЛ всю свою жизнь. А год, в который сделана эта фотография, стал для него особенно знаменательным.
В январе 74-го ему присвоили звание Героя Социалистического труда, а в июне он испытывал и выкатывал на торжественном митинге миллионный грузовик «ЗИЛ-130», созданный на московском автозаводе.
Ключи от юбилейной машины Анатолий Яковлевич передал водителю 3-го автокомбината Главмосавтотранса, который обязался наездить на грузовике 400 тыс. км без капитального ремонта. Получилось у него или нет, история умалчивает…
Восемь лет спустя Анатолий Манахтин будет испытывать и двухмиллионный «ЗИЛ-130».
Самый «культурный» пляж России
Ленинград, Заячий остров
Первая половина 1980-х гг.
Если Санкт-Петербург, благодаря фразе Ельцина, является культурной столицей России, то тогда пляж у Петропавловской крепости – самый «культурный» в нашей стране. Что-что, а виды здесь, как и повсюду в историческом центре, поражают своей имперской помпезностью.
Мысль использовать крохотный участок у крепостной стены для летнего отдыха родилась только в советское время. После того, как Петропавловская крепость перестала быть военным объектом.
Впервые пляж организовали здесь в 1932 году. Прибрежную полосу засыпали специально привезенным песком, дно расчистили, а за несколько следующих лет создали инфраструктуру: скамейки, туалеты, кабинки для переодевания, буфетная зона, шезлонги, зонтики.
Для ленинградцев и гостей северной столицы это было единственным местом в городе, где можно было позагорать. А вот купаться, по крайней мере, в те годы, когда сделан этот снимок, решались только самые отчаянные.
Когда не боялись микробов
Ярославская область, Борисоглебский район
1940-е гг.
Утренний туалет в пионерском лагере. Бесстрашные дети и умываются прямо в реке, и зубы чистят речной водой.
Сегодня мамы и бабушки от подобной картины завопят от ужаса. И сами современные дети побрезгуют. Но пионерам военной поры не до комфорта. Да и боятся-то особо нечего…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: