У винной культуры особый флер: термины, звучащие как заговоры, негласный дресс-код, сложновыговариваемые названия стран, регионов и техник, описание органолептических свойств размером с научный доклад и т.д. Новичков это пугает, настораживает и манит одновременно. Отдельной строкой проходит выбор стекла под каждый вид вина. Так ли это важно, как о нем говорят? Давайте разбираться.
Когда размер имеет значение
Чаша бокала (ее размер, форма и даже материал) влияют на то, как мы будем воспринимать аромат — его интенсивность, глубину, составляющие и т.д. При грамотном выборе ароматика сохраняется и правильно развивается, позволяя оценить вино и насладиться всеми оттенками «носа». Первичные, вторичные и третичные ароматы обладают разным «весом»: самые легкие (цветочные и фруктовые) мы улавливаем в верхней части бокала; в средней ощущаем растительные, землистые и минеральные тона, «тяжелые», по которым мы судим о выдержке напитка — бальзамические, древесные, животные, сосредоточены у поверхности вина. Этим и объясняется многообразие форм. Бокал для белых вин, как правило, меньшего объема, он имеет более высокую и узкую чашу, позволяющую удерживать и направлять ароматы; красным винам для раскрытия ароматики и смягчения танинов необходимо больше времени и пространства), потому их бокалы шире и объемнее. Бокалы типа «Бордо» и Бургундия» идеальны для большинства красных, но первые больше подходят для структурных, танинных и мускулистых вин (Каберне Совиньон, Каберне Фран, Мальбек, Шираз и т.д.), а вторые — для тонких и изящных (Пино нуар, Нерелло Маскалезе и т.д.). Плотные маслянистые белые с выдержкой в дубе, например, Шардоне, рекомендуем подавать также в бургундских бокалах. Для игристых чаще всего выбирают флюте (и совершают ошибку). Из плюсов данной формы можно выделить только визуальный эффект — она позволяет любоваться игрой пузырьков. При этом напрочь закрывает ароматику и вкус. Наш выбор — бокал для белого вина.
Тест
Стороннему наблюдателю может показаться, что подобные рассуждения — очередная маркетинговая уловка для увеличения продаж. Спорить не будем, но предложим эксперимент. Итак, подготовьте 4 емкости: стакан для воды, бокал флюте, бокал из толстого стекла с широкой, но маленькой чашей и бокал Бордо из хрустального стекла. Откройте бутылку красного выдержанного вина, например, Каберне Совиньон Эндемы. Разлейте одинаковое количество в подготовленное стекло и по очереди вдохните аромат из каждого бокала. Обычно уже на этом этапе все становится ясно). После оцените вкус. Сделайте выводы и, конечно, поделитесь впечатлениями с нами).