О том, что МинПромТорг РФ подготовило план повышения утилизационного сбора на автомобили, коммерческий транспорт и другую технику, рассчитанный до 2030 года, стало известно в середине текущего июля 2024 года. Так, пока ещё не принятый документ предполагает одномоментное введение шкалы увеличения платежа до указанного срока. Следствием повышения утильсбора может стать, как правило, подорожание автомобилей, особенно это касается ввозимых в страну, а также собираемых в РФ, но имеющих низкий уровень сосредоточения.
В случае одобрения документа МинПромТорга РФ, план по повышению утильсбора вступит в силу 1 октября 2024 года. Однако идея в её нынешней редакции не нашла поддержки у ассоциации «Российские автодилеры». Как сообщают "Ведомости", РОАД направила в ведомство соответствующее письмо на имя нынешнего главы Антона Алиханова. В ассоциации, в частности, попросили перенести изменение ставок утильсбора на автомобили с этого года на 2025-й.
Автодилеры России подчеркнули, что перед повышением утилизационного сбора необходимо составить список тех авто, спецтехники и прицепов, которые не выпускаются на территории России. Также, по мнению представителей ассоциации, власти должны сопоставить план повышения утилизационного сбора со стратегией развития автопрома, которая рассчитана до 2035 года.
Также по мнению представителей РОАД, в РФ нужно «нарастить механизмы поддержки автопрома». В ассоциации выступают за возобновление госпрограммы утилизации, которая предполагает скидку для клиентов, покупающих новый автомобиль, в обмен на сдачу старого в утиль.
Согласно плану, подготовленному МинПромТоргом, в 2024 году сумма сбора на автомобили и полуприцепы в среднем увеличится примерно на 70-85%, а затем будет расти на 10-20% с каждым годом. Это значит, что в случае одобрения документа уже в текущем году прибавка утилизационного сбора для автомобилей с двигателем объёмом от 1,0 до 2,0 литров повысится на 85% (или более чем на 250 тыс. рублей) – до 556 тыс. рублей.
Ранее эксперты отмечали, что примерно такая же прибавка в итоге может отразиться в розничных ценниках автомобилей на рынке РФ. В дальнейшем сумма утильсбора будет только увеличиваться. Так, сумма утильсбора для автомобилей того же сегмента к 2030 году может добраться до планки примерно в 1 млн рублей.
Стоит сказать, что в агентстве Автостат подсчитали, что по итогам 2023 года на долю импортных машин пришлось 54% от общих продаж новых легковых автомобилей в РФ. Из них на долю ТС, ввозимых по официальному импорту (в основном из КНР), пришлось 42%, а на долю поставляемых по схеме параллельного импорта – 12%.