Создание ЗРПК «Тунгуска» пример работы системы, которой не смогли противостоять ни маршал Гречко, ни маршал Устинов, люди отнюдь не мягкие.
В начале 70-х годов был достигнут военно-стратегический паритета с США. Ракетно-ядерный щит и танковые армии СССР, дислоцированные в Восточной Европе, сделали бессмысленной любую агрессию против СССР.
В самом начале 70-х годов произошло освоение самолетами малых и сверхмалых высот, значительно возросла их защищенность. Во Вьетнаме (из 91 атакованной вертолетами цели было уничтожено 89), и на Ближнем Востоке триумфально заявили о себе вертолеты огневой поддержки (ВОП).
Обесценить советский танковый потенциал были призваны новые средства воздушного нападения штурмовик A-10 «Thunderbolt II» и вертолет огневой поддержки AH-64 «Apache».
Проблема защиты танков приобрела не только военно-стратегический, но и политический характер.
Находившаяся на вооружении ЗСУ-23-4 «Шилка» имела ряд существенных недостатков:
- Малая зона эффективного обстрела целей (не более 1500 м)
- Неудовлетворительное могущество снарядов для поражения новых типов СВН
- Пропуск целей не обстрелянными, вероятность обнаружения которых, собственными средствами, была крайне низкой (менее 20%)
В июне 1970 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о проведении КБП в кооперации с рядом других организаций научных и экспериментальных работ по определению возможностей создания новой 30-мм зенитной установки.
А. Шипунов считал, что разработка только пушечного комплекса ведет к повторению ошибок «Шилки». Пушки обеспечат дальность поражения 4000 м (в 2 раза больше, чем у «Шилки») однако, у США на подходе, был вертолет АН-64 «Апач» с дальностью стрельбы ПТУР 6000 метров.
Только пушечный комплекс не обеспечивал качественный скачок разрабатываемой системы ПВО.
Председатель ВПК Леонид Васильевич Смирнов дал разрешение на разработку эскизного проекта в двух вариантах — пушечном и ракетно-пушечном.
В 1973 году на защиту КБП представило два проекта «Тунгуски»: пушечный и ракетно-пушечный.
В ходе защиты эскизного проекта, все согласились с преимуществом калибра 30 мм, по сравнению с калибром 23 мм.
- Количество попаданий для уничтожения цели снижалось в 2,5 раза, вероятность поражения увеличивалась на 30%.
- Эффективность поражения живой силы противника увеличивалась в 1,5 раза.
- Появилась возможность применения кумулятивных снарядов для уничтожения легкобронированной техники противника.
- При этом не увеличивался вес боекомплекта и что очень важно, сохранялся темп стрельбы.
Предлагаемая бикалиберная ракета 152/76 вызвала волну критики. Наличие только отделяемого стартового двигателя и отсутствие маршевого, противоречило всем канонам проектирования зенитных ракет.
При одинаковой массе с ракетами английской «Рапиры» и отечественной «Стрелы-10» была заявлена дальность в 1,5 раза больше. Поражались цели, имевшие скорость до 500 м/с и маневрирующие с перегрузкой 5-7 единиц, на встречных и догонных курсах.
Александр Эммануилович Нудельман, встал и заявил, что такой ракеты не может быть.
Председательствующий генерал спросил А.Г. Шипунова:
«Как Вы относитесь к такому выводу? Вы согласны с ним?»
На что Шипунов ответил:
«Отношусь как к высшей награде»
Многие конструкторы-ракетчики дали отрицательное заключение о возможности создания ракеты с такими характеристиками.
ЗРК войсковой ПВО были темой (вотчиной), Министерства радиотехнической промышленности и потенциальные конкуренты из Министерства оборонной промышленности были им совсем ни к чему.
В результате в 1973 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке технического проекта и опытного образца стрелковой ЗСУ «Тунгуска».
В том же году, решением СМ СССР была задана специальная комплексная НИР «Запруда» по поиску путей защиты Сухопутных войск, особенно наступающих танков и других объектов БТТ от вертолетов огневой поддержки противника.
НИР очень сложна и дорогостоящая с привлечением большого количества НИИ, ВУЗов, КБ и других организаций МО и оборонных отраслей промышленности.
На Донгузском полигоне, было проведено опытное учение, с боевыми стрельбами по вертолетам-мишеням из различных видов оружия Сухопутных войск (танкового, противотанкового, зенитного).
- Было показано, что современные танки беззащитны против вертолетов огневой поддержки. Успех их наступления будет определяться надежностью их прикрытия от вертолетов.
- Все виды оружия, которое используют мотострелковые, танковые и артиллерийские формирования для поражения наземных целей, неспособны поражать вертолеты огневой поддержки.
- ЗРК типа «Оса» способны обеспечить прикрытие наступающих частей только от самолетов. При существующей тактике применения ВОП противником, защита танков не обеспечивается.
- ЗРК «Стрела-1», «Стрела-2» и ЗСУ «Шилка» так же не способны вести борьбу с ВОП, в заданных условиях.
Был сделан вывод, что единственным зенитным средством способным вести эффективную борьбу с ВОП, будет являться «Тунгуска», которая сможет сопровождать танки в составе боевых порядков, будет иметь достаточную на сверхмалых высотах дальнюю границу зоны поражения вертолетов 4-8 км и время реакции 8-10 секунд.
Для любителей сравнения «в две колонки», напомню, что тактика применения имеет не меньшее, а скорее большее значение, чем «сферические» цифры ТТХ.
Результаты НИР «Запруда» позволили открыть финансирование работ по ракетно-пушечному варианту.
В 1975 г были утверждены тактико-технические требования ГРАУ на ЗСУ «Тунгуска» с совмещенным ракетным и пушечным вооружением. Завершение изготовления 1 образца было запланировано на 1976 г.
В том же году, финансирование работ по «Тунгуске» было прекращено почти на 2 года.
Официальной причиной явилось увеличение стоимости работ. В кооперацию было включено около 100 предприятий 13 министерств. Применялись самые передовые технологии, что не могло повлечь за собой увеличение стоимости разработки.
Утверждения не компетентных типа экспертов, что при коммунистах, в оборонке денег не считали, только подтверждают альтернативность их умственных способностей. Суммы, выделяемые сегодня госкомпаниям (даже по курсу 60 копеек), у «красных директоров» просто не смогли бы поместиться в голове.
В Министерстве обороны (в отличие от ГРАУ) существовали немалые сомнения в необходимости комплекса с зонами поражения как у «Тунгуски».
На вооружение был принят ЗРК «Оса-АК» с дальностью 10 км (против 8, у «Тунгуски»). И хотя он не мог стрелять по вертолетам, разработчики обещали в ближайшее время придать ему такую возможность (тема «Мара»).
При этом не учитывалась специфика нахождения на линии боевого соприкосновения. Время реакции ЗРК «Оса-АК» составляло 27-39 с. в то время как у «Тунгуски» 8-10. Как показал опыт боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке эта характеристика становилась определяющей в борьбе с новыми воздушными угрозами.
После назначения Д. Ф. Устинова Министром обороны, заместитель министра оборонной промышленности Л.С. Мочалин вновь поднял вопрос «Тунгуски».
«Впрочем, заикнувшись было о продолжении работ по «Тунгуске» я получил от Устинова отказ в самой неприятной форме»
Устинов, лично благоволил к ЗРК нового поколения «Тор».
Тем не менее число сторонников комплекса росло. В ходе учений в Прибалтике, на которых присутствовали генералы армии Петров и Маргелов, вертолеты огневой поддержки сорвали практически все наступательные операции.
«Шилки» и другие средства ПВО никакого ущерба вертолетам нанести не смогли. Военачальники, пришли к выводу, что проблема существует и ее необходимо решать.
Были подготовлены проекты соответствующих решений ВПК и Совета Министров. Их одобрил Л.В. Смирнов. Эта деятельность не могла остаться незамеченной.
Вскоре Мочалина вызвал начальник оборонного отдела ЦК И. Д. Сербин, и в самой жесткой форме сказал:
«Вы куда лезете! Вы слышали, что сказал Устинов!»
Во время длительной командировки Устинова все необходимые документы были завизированы у НГШ Огаркова и заместителя министра обороны Шабанова.
После возвращения Д. Ф. Устинова все участники «сговора» попали в опалу, но процесс был уже запушен.
Для того, чтобы не выполнить указание Устинова нужно было, как минимум, обладать немалой личной смелостью, и грозило это огромными неприятностями.
Впрочем, из «опалы» была возможность выйти. Но для этого было необходимо совершить что-либо важное для страны. На уровне подвига, пусть и технического.
ЗРПК «Тунгуска» был принят на вооружение в 1982 году.
В 1984 г за разработку ЗРПК «Тунгуска» звания Героя Социалистического труда был удостоен В. П. Грязев. Орденами Ленина награждены А. Шипунов и А. Поповкин.
Ряд сотрудников, учувствовавших в создании комплекса, его испытаниях и постановке на серийное производство были удостоены Ленинской (1984) и Государственной (1988) премий.
Ракетно-пушечная «Тунгуска» стала первым в мире двухэшелонным самоходным комплексом ПВО малой дальности
В России часто злоупотребляют выражением «не имеющий аналогов». Однако в отношении ЗРПК «Тунгуска» это выражение полностью соответствует действительности. На протяжении нескольких десятилетий, это изделие аналогов не имело, да в общем то, не имеет их и сегодня.