Вообще Удовиченко мне напоминает лисицу, - и внешне, и чертами характера, и даже манерами. На нее смотришь и улыбаешься, ожидая всегда какой-то подвох, нечто неординарное и потому неожиданное. И в этом есть ее и только ее личный шарм, какого мало у кого есть, - нет даже у ее нынешней подруги великой актрисы Алисы Фрейндлих, - а это дорогого стоит. Это именно там «изюминка» ментальности человека, которая притягивает и резко отличает от всех других — Удовиченко ни с кем не спутаешь, хотя по молодости лет ее люди путали, как она сама говорит, то с Тереховой, то с Вертинской… Но это было давно, когда Лариса еще только начала сниматься в кино. А сниматься в кино она начала еще в 10 классе в картине Станислава Говорухина (тогда еще совсем молодого — это фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - 1972 года выпуска. Правда, из картины сцену с участием школьницы Удовиченко вырезали (хотя весь ее школьный класс в Одессе пригласили из-за нее на просмотр), но опыт был. И это был тот самый опыт, который помог ей в ее самой знаменитой и самой безбашеной (в хорошем смысле слова) роли, - в роли Маньки Облигации, о которой отдельно я уже писал.
Я бы не сказал, что я отношусь с любовью к Удовиченко. Я вообще мало к кому из актрис отношусь с любовью. Такие есть, разумеется, но совсем не много, - Джулия Ормонд, к примеру или Кетлин Тернер, но не более того. Но и никогда никаких отрицательных эмоций Удовиченко у меня не вызывала в отличие от той же Марго Тереховой. Она всегда мне казалась несколько хитроватой, но умной и в общем-то беззлобной. В свое время Садальский о ней вспоминал со свойственной ему категоричностью и страстностью в суждениях:
- Прихожу я на съемку. Вижу Ларису. Она с порога мне кричит при всех: «О, и Кирпич тут, и Манька Облигация!». Я тогда подумал про себя: «ну не дура ли?».
Нет, не дура гражданин Садальский. Совсем не дура. Просто искренний человек и без всякой злобы. Имеет право выражать эмоции в свойственной ему манере, - такое у этого человека тонкое и чисто лисье чувство юмора, которое может и ранить людей, к нему неподготовленных. Более никакого криминала. Если это вообще можно обозначить неким «криминалом», - смешно даже. А если ты к нему не готов — извини и не кашляй. Обиделся он на Ларису после этого случая… Твое дело. И твоя жизнь.
Отдельно по поводу Маньки Облигации как той роли, на которую все обратили внимание. Все, во-первых, - это никто. Если все на что-то обращают внимание, - значит ничего интересного и умного. Так устроен этот мир, иначе нет эволюции, в мире, где эволюция - главное. Никто не спорит с тем, что Станислав Говорухин — один из высших режиссеров последних 50 лет, но… даже он не понял притязаний какой-то молодой актрисы (в 1979 году Ларисе от роду было всего 24 года) на роль женщины легкого поведения в послевоенном СССР. Он так и сказал Ларисе:
- Ты чего, белены объелась? Как ты можешь претендовать на роль Маньки Облигации? Ты сценарий «Эры милосердия» читала вообще? В зеркалдо на себя смотрела? Твоя роль — это роль Синичкиной, девушки во всех смыслах сугубо положительной.
Не знаю, откуда у 24 летней Ларисы наглость? Видимо, от ее лисьей врожденной ментальности, но она заявила Говорухину в ответ, что в данной кинокартине, сценарий к которой ей очень понравился, она готова сыграть только столь отрицательного персонажа, как Манька Облигация. Говорухин был в шоке и, разумеется, мгновенно ей отказал. Какая-то молодая и неопытная девчонка выбирает за него (как режиссера) роли. Я бы, кстати, на месте Говорухина тоже бы отказал. И тоже был бы не прав. Мужские минусы, ничего не поделаешь.
Что в результате? Проходит несколько месяцев и Ларисе приходит лаконичная телеграмма из Одесской киностудии: «Вы утверждены на роль». Лариса в это время уже в Одессе и, держа в руках телеграмму, не может понять — о какой роли идет речь. У нее в это время бурный роман, любовь, первый муж… Своя жизнь. А тут какая-то телеграмма.
Позвонила — выяснила. Утвердили на Маньку Облигацию. Она удивилась, но спросила Говорухина о том, почему все-таки выбрали ее. И Говорухин ей прямо ответил: «А я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать. С Высоцким договорился: если не получится — уедешь, и мы возьмем кого-нибудь другого».
Почему совсем молодой Ларисе хотелось сыграть именно Маньку Облигацию? Да потому, что всегда хочется нечто противоположное из того, что ты сам из себя каждый день представляешь. А жизнь Ларисы — это практически идеальная (как в нравственном, так и поведенческом отношении) жизнь любой из женщин на планете. Идеальная семья, - любящие друг друга отец и мать. Постоянные переезды с места на место (отец военный, который прошел от начала и до конца Великую Войну и не получивший ни одного ранения ни на ней, ни до нее — Халкин Гол и Финская война), занятия спортом по художественной гимнастике и одновременно в школьном театре-студии, учеба в школе на четверки и пятерки — полная занятость и желание идти вперед. То есть полная противоположность потерявшейся Маньки Облигации.
А это, кстати, очень интересный психологический момент в жизни Ларисы. Только внутренне цельный человек может так настойчиво стремиться к противоположному. Это его личный внутренний интерес, который не видит никто, и не должен видеть. Но сам человек должен убедить окружающих, какими бы великими и важными в социуме они не были, в том, что внутренние потребности человека будут важны и окружающим. Что, собственно, Лариса блестяще и сделала. Но сама она об этом сказала куда как проще и скромнее (в этом плане она всегда такая — простая и скромная):
«Я, девочка из хорошей семьи, передала свое детское представление о том, как может себя вести дама легкого поведения. Все умозрительно. И героиня получилась, скажем так, растерянной в своей искренности. Может, в этом и заключается ее шарм».
Вроде и так, напугали своей неуверенностью в способности сыграть эту сложную роль молодую девчонку, но… то, что она говорит, говорит уже с высоты прожитых лет, - не была бы она лисицей, у нее эта роль так гениально никогда бы не получилась. В этом правда. Ох, лиса! Патрикеевна...
личный телеграм канал автора