Сегодняшняя моя кино-рекомендация будет интересна точно не всем. Как и сам фильм, который к моему удивлению даже умудрился заработать в прокате (!), несмотря на свою непригодность для широкой публики. И дело тут, полагаю, в сравнительно низком бюджете, а не большой выручке. Если вы не любите задумчивое, психологически тонкое кино, которое оставляет смутное и тяжеловатое послевкусие, но зато настраивает на глубоко философский лад, просто пропустите эту статью. Как и если в американское кино вы не верите совсем. Для сомневающихся же, “Сомнение” (2008) станет отрадой и утешением: “тонкое бывает еще и на Западе. Почти в наше время.”
В основе сценария - книга, удостоенная Пулитцеровской премии по литературе (выше в англоязычной прозе - некуда). В главных ролях - бесподобная, гениальная Мерил Стрип и восхитительный Филип Сеймур Хоффман - в своем расцвете. В центре внимания же - вопросы доверия и истины.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Артхаус для целомудренного зрителя
К сожалению, искусство “высокой пробы” в последние десятилетия стало неразрывно связано с пороком и мраком. И то, что раньше было пищей для утонченных, думающих и художественно взыскательных, постепенно стало требовать от зрителя и пренебрежения всякого рода табу. К счастью и великому удивлению, “Сомнение” показывает, что можно говорить о возвышенном без погружения в бездну. Что можно предложить зрителю “цветы”, не показывая, “из какого ссора” они произросли. Но редкость эта картина не только в этом плане: это - искусство изящное, красивое, искреннее. Прекрасная картинка, великолепная актерская игра, роскошные крупные планы. Безукоризненно выстроенный, интригующий до последнего момента (да и за его пределами) сюжет, построенный на вечных вопросах. И вот же время, вращающийся вокруг предельно актуальной и по сей день темы - кризиса католической Церкви как института. Кризиса доверия к служителям Церкви. Кризиса доверия между людьми. Даром, что действия согласно фабуле происходят в США (не самой католической стране) в далеком 1964-м году.
Чем выше любовь, тем выше и поцелуи
“Это не я иду против течения, а течение идет против меня” - эта ироничная реплика из прекрасной советской комедии, пожалуй, как нельзя лучше описывает феномен этой сугубо не-Голливудской картины. Рассказ о закрытом обществе католической школы при женском монастыре, священника при котором старшая сестра начинает подозревать в растлении малолетних - сюжет, который, казалось бы, американское кино донести без скабрезности, пошлости, и всего того, что принято называть “откровенностью”, давно уж не в состоянии. Но нет: оказывается, можно! Ни единой сцены класса 18+, ни единого грязного кадра, все чисто, достойно, если не чопорно. По крайней мере, в представлении современного зрителя, привыкшего, что условное “совращение” и “растление” буду в кадре даже там, где о них - согласно сюжету - и речи-то нет. Фильм можно смело смотреть с развитыми подростками.
"Но я тебе не верю…”(с)
Оправдываться - одно из самых бесполезных и контрапродуктивных дел. Мне, как теперь уже публичному персонажу, это знакомо не понаслышке. Доказывать, что ты не немецкий шпион, и не русский филолог, изображающий из себя человека с западным мышлением - пустая трата времени:) Каждый из нас тем скорее останется при смоем мнение, чем больше его будут пытаться переубедить. Именно в эту ловушку и попала старшая сестра (аналог игуменьи в православном монастыре) в исполнении М.Стрип. Просто она не верит. Формально - настоятелю местного храма - в исполнении моего покойного тезки, Филипа Хоффмана (он точно знаком вам еще молоденьким - по “Запаху женщины”). На деле же это, конечно, метафора. Образ. Дефицита доверия и даже Веры. Даже в Церкви, где, казалось бы, Вера - последнее, что закончится. Картина эта - притча. О слабости маловерного человека, о нашем внутреннем Фоме. О том, что правда - понятие расплывчатое. И кому, как не русским, у которых на то и есть отдельное слово - “истина” - понять эту притчу?!
Модное лишь на обочине
Картина и в целом не претендует на “трендовость.” Не только сюжетом, мыслями и аскезой, но и - ставшей в последние годы едва ли ни обязательным ингредиентом - эксплуатацией темы меньшинств и обиженных рас. Да, в фильме есть место и мальчику-изгою с черной кожей, но это - условность. Да, речь о подозрении в педофилии, причем однополой. Но и это, скорее, стоит отнести к допускам, которые можно легко заменить “про себя” чем-то другим. Картина не педалирует, не настаивает на болезненной и востребованной “повесточке”. А реакция темнокожий мамы, которую сестры извещают о том, что, возможно, ее сын стал жертвой домогательств священника - прежде всего, сказ о том, как многие из двух зол вынуждены выбирать наименьшее. “Лучше пусть его домогаются, чем отвергают.” - звучит как абсурд, как болезнь и припадок. Но так он и выглядит - пресловутый “Стокгольмский синдром”.
Не о католиках только
Мне, как автору лучшей в гимназии выпускной работы по “Католической религии” эта картина неинтересной быть не могла: ведь она не о католиках. А о борьбе с тем, что в католицизме еще в мои школьные годы являлось очевидным бичом времени. Утрата благоговения, маловерия, холодное сердце да горячая голова. Шли годы, и все это стало проблемой вовсе не только в Германии. И не только в Католической Церкви. Подобные скандалы с надуманными, но не безосновательными обвинениями в превышении полномочий, разврате и прочих грехах, стали все чаще всплывать на поверхность в самых разных структурах. Светских, духовных - любых. А вместе с ними стал и все громче звучать главный вопрос: отчего это? Правда ли наши священники верят в Бога, не верим ли мы, ходя в Церковь,“в Крест, а не в того, кто на Кресте”(с)? Правда ли наши лидеры верят в свои же слова, в свои же учения? Можно ли верить близким, родным и “своим”? Чего стоит слово? И можно ли в нынешнем веке верить? Верить, конечно, можно всегда. Но есть сомнения.
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ НЕ СОМНЕВАЮСЬ 🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.