История с возвращением корабля Starliner из свое первого пилотируемого полета с экипажем продолжает разворачиваться в интересном ключе. Наземные специалисты взяли на себя ответственность и официально продлили миссию корабля до 90 дней, ориентируясь на ресурсы корабля. Руководство NASA и Boeing представили обновленную информацию о летных испытаниях экипажа Starliner во время пресс-конференции в четверг на прошлой неделе. Объединенная команда Starliner продолжает оценивать работу двигательной установки космического корабля и выполнять другие задачи, прежде чем запланировать его отстыковку от Международной космической станции и возвращение на Землю.
Инженерные группы НАСА и Boeing недавно завершили наземные огневые испытания двигателя реактивной системы управления Starliner на испытательном полигоне агентства в Уайт-Сэндз в Нью-Мексико. Серия испытаний включала запуск двигателя в условиях, аналогичных тем, в которых находился космический корабль при подлете к космической станции. Тесты также включали различные стрессовые сценарии для имитации условий, ожидаемых во время отстыковки Starliner и схода его из орбиты. В настоящее время инженерные команды находятся в процессе разборки этого двигателя для проведения физических проверок его состояния. Первоначальные результаты показывают ухудшение характеристик двигателя, что соответствует тому, что наблюдалось на орбите.
Кроме того, компания Boeing в ближайшее время проведёт огневые испытания космического корабля Starliner на орбите, в то время как наземные специалисты продолжат расследование причин отказов двигателей и утечки гелия в космосе. Starliner задействует свою 28-двигательную систему управления RCS в пристыкованном состоянии. Однако будет использовано только 27 двигателей RCS, поскольку один ранее был признан непригодным и отключен из контура управления. Команды будут осуществляться с Земли, а за параметрами работы двигателей будут наблюдать астронавты Барри Уилмор и Суннита Уилльямс. Предстоящий тест позволит проверить утечки гелия, а также убедиться, что двигатели работают должным образом.
В ходе теста, двигатели выдадут определенное количество импульсов. Во время работы RCS будет вестись мониторинг гелиевой системы при нагнетании давления в разных коллекторах. После этого двигатели будут запущены на «горячий импульс», чтобы зафиксировать скорость утечки гелия и убедиться, что система стабильна.
После наземных испытаний на полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико инженеры теперь имеют более полное представление о том, что произошло во время сложной стыковки. Например, испытательный двигатель Aerojet Rocketdyne MR-104J, аналогичный тем, что установлены на борту Starliner, который находился на хранении в течение трёх лет до недавних наземных работ, испытал «серьёзную деградацию» в клапанной системе из-за паров диоксида азота и поток топлива был ограничен из-за вздутия уплотнения. Инженеры также обнаружили, что тефлон застрял в нижнем фильтре, что предполагает эрозию уплотнения из-за «пузырения» под действием высокой температуры.
Поведение двигателей RCS Starliner на орбите, соответствует тому, что наблюдается на Земле. Тип двигателя «имеет наследие» от других программ космических запусков Aerojet, но был модифицирован для сервисного модуля Starliner, где размещены двигатели RCS и двигательная система.
«Сейчас мы начинаем гораздо лучше понимать события в ходе этой миссии — и мы бы не поняли этого, просто оставаясь на Земле и проводя больше анализа и испытаний, — мы понимаем эффекты между тем, как система наведения, навигации и управления и система управления полётом во время сближения отдают команды на включение двигателей», - сказал руководитель полетами NASA Роберт Стич. Окружающий «контейнер» вокруг каждой группы двигателей RCS изолирует и защищает двигатели от низких температур космоса. CFT показал, что ряд импульсов двигателей RCS за короткое время, в дополнение к включениям системы орбитального маневрирования и управления ориентацией, приводит к тому, что температура двигателей RCS повышается больше, чем ожидалось.
Представитель компании Boeing заявили, что проблема может быть решена не изменением конструкции, а изменением способов использования двигателей в полёте, например, их включением реже. Aerojet Rocketdyne тесно сотрудничает с Boeing на протяжении всей миссии, добавил менеджер программы коммерческих экипажей Boeing Марк Наппи. Ведутся обсуждения относительно того, как решить эту проблему. Например, могут быть установлены новые уплотнения. Что касается двигателей, то Boeing может разработать новый профиль полетов на МКС или установить другую тепловую защиту внутри отсека.
Первоначально CFT должен был пробыть на МКС около 10 дней после запуска 5 июня. Выявленные проблемы двигателя и утечки гелия задержали полет на неопределённый срок, для выяснения причин неполадок и разработкой инженерами необходимых рекомендаций для благополучного возвращения корабля на Землю. NASA также продлило первоначальный лимит миссии CFT более чем на 45 дней, заявив, что производительность батареи на орбите оказалась лучше, чем ожидалось. Миссия теперь официально продлена на 90 дней или до 3 сентября, хотя время посадки ещё не определено.
Понимание коренных причин проблем с двигателем и гелием в RCS, который управляет манёврами на орбите, важно для будущих миссий Starliner. После CFT миссия Starliner-1 с не менее чем четырьмя астронавтами на борту должна отправиться на МКС.
На этой неделе NASA и Boeing выполнят проверку готовности на уровне агентства. После проверки руководство миссии доработает план нормального возвращения на Землю и выберет целевую дату отстыковки Starliner.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос #Космическая_коллекция #Boeing #Starliner