Рассуждения на тему поиска "настоящей России", наверное, сопровождали жителей страны всю нашу историю. И всю эту историю ответом на этот вопрос было - ну уж точно не в столице! Хотя, всё лучшее и передовое, чем готово было похвастать государство в любой из исторических периодов было там (хотя сама столица и меняла несколько раз свою прописку).
Особая энергетика так называемых "регионов" ощущается и без специальных приборов. Точнее, приборы эти спрятаны у каждого где-то в глубинах подсознания! Активизируясь подобно армейской системе "свой-чужой" в нужный момент! Будь это природные пейзажи или аутентичные деревеньки. И даже в заброшенных и разрушенных пытливый ум легко найдёт следы "настоящей России". И вовсе даже не утраченной, а спящей. Хотя что это вообще? Сложно описать общедоступными словами. Ответы находят себя где-то на уровне ощущений и чувств.
Образность восприятия, всё же позволяет нарисовать какую-то конкретную картину. И пейзаж с заливными лугами на берегу реки, где пасутся коровки и ты стоишь такой, глядя на всё это с высокого берега.
Уверен, что это так. Ведь стоило мне опубликовать эти фото, как знакомая фотограф Любава из Приморска тут же "узнала" в них родные для неё просторы в районе Мурома на берегу Оки. А ведь сделаны они за тысячи километров. На берегу Иртыша в Омской области.
Музыка - ещё одно связующее. Стоит только услышать звучание гуслей или гармони, или балалайки, а может и всё вместе, да в сочетании с флейтой... всё понятно без лишних слов! Музыка природы, музыка родного края. Даже, если никогда здесь не был!
В этом контексте не могу не поделиться историей того, как я нашёл это самое место. В одной из публикаций посвящённых, кажется музыке, кто-то из читателей блога обратил моё внимание на Омскую Филармонию (на тот момент я ещё не был уверен поедем мыв Омск летом 2024 или нет). "Подсев" сперва на классическую аранжировку песен "Гражданский обороны" (писал об этом в прошлой части), вскоре на официальном канале "Омки" я увидел клип. "Так вот же оно! Это место!", подумал я в тот момент.
Исполняют они композицию Петра Ильича Чайковского. Чья жизнь и смерть связаны с родным для меня Петербургом, а сама мелодия скорее отражает уже "имперские нотки", присущие, конечно, Санкт-Петербургу, и найденные мной в архитектуре исторического центра Омска.
При этом родился композитор в городе Воткинск, что расположен в Удмуртии недалеко от Ижевска. Где мне вскоре псле того, как были сделаны эти фото довелось оказаться. Но в тот момент я ещё об этом не знал!
Ну как вам хитросплетения музыки, истории и географии?
Одежда... конечно, один из важнейших элементов культуры общества. Чётко идентифицирующих человека. Сегодня традиционные, национальные или, как говорят "этно" наряды можно встретить в повседневной жизни лишь во время каких-то праздников или исторических фестивалей и реконструкций. Кстати, проходит их по всей стране довольно много!
Однако любой русский человек даже не сталкиваясь в повседневной жизни безошибочно считывает этот культурный код. Даже не задумываясь и не зная о значении всех этих сложных символах и узорах, что изображены на национальных нарядах. Хотя они и выполняли прежде роль подобную "наколкам" полинезийских племён. Являясь эдаким "профайлом" в социальной сети. Многое раскрывая о человеке. Есть в этом что-то! ?
В том, что интерес к этой теме обязательно возникнет в ближайшее время я писал здесь в блоге ещё в 2022. Утверждая тогда, что не только одежда, но и другие элементы исконной культуры непременно начнут привлекать больше внимания. По мере того, как мы будем отдаляться от пришедшей извне и во многом навязанной моды.
Когда будучи ещё губернатором Калининградской области, а ныне министр Промышленности и торговли Антон Алиханов появился на совещании с президентом Путиным в стилизованной и осовремененной косоворотке, кое-кто из моих близких товарищей сказал: откуда ты знал?
Одежда, конечно, больше чем "предмет гардероба", выполняющий сугубо практическую функцию. В мире маркетинга есть понятие "айдентика бренда". Это совокупность неких элементов, графических символов, форм и/или чего ещё, что и без названия и описания, при беглом взгляде даёт понять что это и про что! Не ограничиваясь самим предметом одежды или аксессуаром или чем-то ещё, но и давая определённое представление о владелце этого предмета. Самый яркий пример: откусанное яблоко или узоры-символы марки Louis Vuitton. Не имеющей особого отношения к географии, но чётко идентифицируя владельца, как часть определённой социальной среды или даже субкультуры, если хотите.
Уже приехав в Омск я просматривал списки не банальных достопримечательностей города. И в перечне различных примеров нашёл мастерскую одежды Дива.
Короткая переписка и время встречи в мастерской назначено. Там, в национальном наряде меня встретила Ирина Влади. Можно было бы сказать владелица ателье, но всё же это явно нечто большее, чем просто управление бизнесом.
Беседа тут же зазвучала, как та самая мелодия на гуслях и словно течение равнинной реки, без лишнего шума и бурления, но неумолима несущая воды к своей цели.
Этно-движение, реконструкторы и прочие сугубо тематические вещи меня не слишком волновали в этом вопросе. Куда интереснее тема возможности развития и пошива современной одежды с элементами исконных натуральных материалов (льна в первую очередь) с элементами традиционных узоров и опорой на ту самую славянскую "айдентику". Которая и позволяет безошибочно считывать эти неуловимые "коды" и послания!
Если смотреть с точки зрения истории государства или народа российского, то легко увидеть, как этот "культурный код" был сохранён и пронёсся через века, несмотря на многочисленные переломные моменты. Когда в нашу культуру приходили какие-то совершенно новые элементы. Стирая или пытаясь стереть прежние. Иногда с Запада, иногда с Востока, а иногда зарождаясь "назло всем" прямо внутри.
Что-то из этого прижилось и закрепилось. В архитектуре, искусстве и других элементах нашей повседневной жизни. Но есть и такие вот примеры, уносящие мысленно в глубину веков.
Глядя на современные интерпретации в одежде кто-то, наверняка, будет ворчать. Мол, не исторично и всё такое. Чушь, конечно! История традиционных нарядов сама по себе много раз менялась. И новые образы были "не историчны" с точки зрения предыдущих. Ровно тоже самое происходило и в архитектуре, и музыке...
Мир изменился, изменилось и его восприятие. Одежда уже не несёт в себе тот функционал, который позволял безошибочно считать не только географию, но и другие важные моменты связанные с человеком.
Особые узоры не играют той роли языческих оберегов, как это было раньше. Являясь всего лишь узорами, "айдентикой".
Интерес к теме растёт! Особенно в части комбинирования традиционных элементов и современного кроя. Впрочем, не только в этом дело. Через образы возникает и интерес к своей истории, истории земли, событий прошлого. Всё это создаёт одну общую нить, на которую как бусины нанизывают исторические периоды. Когда переломные моменты: крещение, иго, правление Ивана Грозного, церковный раскол, становление Империи Петра Первого, революция 1917 и развал СССР 1991 года - всякий раз стремились разделить историю на до и после, стремясь стереть или хотя бы "заблюрить" то, что было до, начиная "с чистого листа". В этом смысле такие вещи, конечно, обладают нешуточной энергетикой! Живущей вне законов времени и сиюминутной политической конъюнктуры.
Не сомневаюсь в том, что у этого направления есть огромный потенциал! И при определённых условиях из этого направления могут вырасти крупные бренды. Продвигая продукцию не только на российском рынке, но и за его пределами. Как часть нашей культуры и культурного кода. Оставив в прошлом эти копеечные кепки IloveNY и другие подобные вещи. Осовременив их. Возможно, применяя и новые материалы.
В следующий раз мы продолжим путешествие. Отправившись в один большой город, где находится комплекс беспокоящий умы патриотической общественности.
Предыдущие выпуски репортажа о путешествии в подборке "Малоэтажная Россия":
--------
Спасибо за внимание к публикации!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812