Найти тему

Зависимость от маркетплейсов: почему возникает тяга к бесполезным покупкам

Признайтесь, на какую сумму у вас лежат заказы в корзине на одном из самых популярных маркетплейсов? А сколько сумма выкупа? Современные психологи отмечают, что зависимость от онлайн-покупок сопоставима с наркотической. В моменте товары кажутся нужными и полезными, а спустя время оказываются не у дел. Особенно обидно, когда видишь гору купленного хлама, а сумма выкупа в личном кабинете – с четырьмя и более нулями.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры киберпсихологии Факультета социальных наук Университета Лобачевского Валерия Демарёва рассказала, как найти баланс при покупках в интернете.

Торговые онлайн-площадки получили большую популярность во время пандемии коронавируса, когда действовали жёсткие ограничения на походы в магазины. Однако с отменой запретов востребованность онлайн-магазинов не снизилась.

«Они предоставляют очень большой выбор товаров и сейчас уже сложно найти маркетплейсы, где представлена только одна категория. Даже те, кто начинал, например, с техники, теперь продают подгузники и т.д. Людям это нравится, так как у тебя все магазины в одном месте. И ты можешь сравнивать разные предложения, а также сэкономить время, в отличие от больших торговых центров, в которых не все фирмы будут предоставлены», – считает Валерия Демарёва.

Буквально за несколько лет онлайн-площадки стали подобием социальных сетей, где вместо новостной ленты люди массово стали листать каталоги. Продавцы тоже не отстают и предлагают всё новые и новые товары. И вот она – зависимость.

«Зависимость бывает у разных категорий населения. Например, есть люди, в основном это женщины ближе к пенсионному возрасту, у которых была склонность к телемагазинам. Она никуда не делась. Тот, кто менее устойчив, у кого, например, не хватает эмоций в реальной жизни, зависимость ещё больше усугубилась вовремя коронавируса», – рассказывает Валерия Алексеевна.
-2

Один из главных критериев онлайн-шоппинга – удобство. Причём, и во время выбора товара, заказа и оплаты. Не надо никуда ехать, тратить силы на поиск нужной вещи. Да и забрать покупку проще в пункте выдачи, который расположен в соседнем доме. И здесь кроется ещё один подводный камень. Научно доказано, что люди легче расстаются с виртуальными деньгами.

«Когда мы покупаем оффлайн, то больше ощущаем процесс утраты денег. Можно провести градацию. Сложнее всего расстаться с бумажными деньгами, когда мы покупаем что-то в торговом центре. Следующая ступень – мы совершаем покупку в магазине и расплачиваемся картой. Психологически приложить карточку к терминалу проще, чем отдать бумажную купюру. Далее ступень, когда мы покупаем онлайн и расплачиваемся картой. Отсутствие физического контакта, даже с карточкой, расслабляет человека, и он делает больше необдуманных поступков», – говорит учёный.

Переход на цифровой рубль притупляет физическое ощущение денег. В руках их нет, они где-то на карте, а баланс не всегда чётко держится в голове. Это в кошельке можно сразу увидеть, сколько рублей было, а сколько стало после похода по отделам торгового центра. Всё материальное всегда ощущается более остро, чем то, что виртуально. Прибавьте к этому удовольствие от шоппинга.

«Покупки действительно могут улучшать настроение. Некоторые учёные связывают это с тем, что активируется система вознаграждения в мозге. И тут физиология работает опять-таки на зависимость. Чем приятна покупка? Ты совершаешь какое-то действие и сразу получаешь результат. Наш мозг любит, когда идет быстрая реакция. Вот поэтому люди счастливы», – рассказывает Валерия Демарёва.

Как же определить – уже сформировалась зависимость или пока всё в пределах нормы? К сожалению, пока стандартизированных тестов на диагностику такой зависимости нет. Поэтому и возникает сложность с определением интернет-зависимости у человека. А значит, делать выводы можно только на основании поведенческого анализа.

«Человек должен считать сколько времени проводит на маркетплейсах, как часто он покупает что-то. Нужно провести аудит «Что я купил? Это действительно было нужно или нет?». Также можно ответить на вопрос: «Каким процентом своих покупок я пользуюсь в реальной жизни?». Как мне кажется, должен быть самоанализ или дневник своих покупок. Есть замечательные приложения, которые так же помогают развивать финансовую грамотность, навыки самоорганизации в плане всех финансовых процессов. Но если человек провел аудит и понимает, что это не помогает, он не может ничего с этим сделать, вот тогда можно обратиться к психологу. Специалист поможет выяснить, может быть потребность в онлайн-шоппинге закрывает какую-то другую, которую нужно проработать».