Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала!
Сегодня предлагаю статью подписчика Ильи Богомазова.
Доброе утро, уважаемые подписчики канала.
После недавней битвы Титанов много думал я о России-матушке и о судьбах русских. Шел как-то по городу, увидел клинику "Семейный доктор". И задался тут я вопросом: "А почему в дореволюционной России не было женщин-врачей?". Заинтересовал меня этот вопрос и стал я искать на него ответы.
Надежда Прокофьевна Суслова родилась в сентябре 1843 года в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Её отец был крепостным у графа Шереметьева, но не простым он был крепостным. Так как знал грамоту, то поначалу служил у него писарем, чуть позже стал управляющим, а ещё позже стал главным управляющим всех графских земель и имений. Ещё задолго до отмены крепостного права семья Сусловых получила вольную, и Прокофий открыл свою ситцебумажную фабрику, а сам со своей семьёй переехал в Петербург, где зажил на широкую ногу, обзавелся целым штатом прислуги. У него были две дочери, Аполлинария (Полина) и Надежда, и Прокофий постарался дать самое лучшее образование, что только было доступно для женщин в ту эпоху.
Сама же Россия развивалась, старые порядки уже несколько тормозили её развитие. Появилось движение нигилистов, это было философско-политическое движение, отрицавшее старые обычаи дворянства, крепостничество. Движение было весьма разношёрстным, "нигилистом" можно было назвать как грубоватого бездельника, так и упорного студента, тянущегося к наукам.
Сестры Сусловы тоже активно вращались в этой среде. Старшая сестра Полина бессистемно ходила на лекции и протестные акции. Она даже дралась с полицейскими и била их лошадей, а полицейские в свою очередь её избивали. Чуть позже она посетит лекцию Достоевского и станет его любовницей при живой жене.
Надежда вместе с сестрой ходила на политические акции против царской власти, а в 1860 году стала членом революционной организации «Земля и воля». Как и Полина, она писала прозу: в 18 лет стала публиковаться в журнале «Современник». Но в отличии от сестры она заинтересовалась медициной и относилась к своему образованию серьезно.
"Тогда две области привлекли мое внимание — воспитание детей и уход за больными", — пишет Надежда Суслова в одном из писем. — "Я решила, что уход за больными проще, легче, доступнее, чем воспитание детской души».
Но как такового высшего образования для женщин ещё не было. В те годы было понятие "вольный слушатель", то есть человек без статуса студента, который имел право посещать некоторые лекции. В 1859 году женщинам впервые разрешили присутствовать на лекциях в качестве вольнослушательниц, без права сдавать экзамены и получить какой-либо документ об окончании обучения. Поначалу это выглядело дико. Придет на лекцию пара девушек, парни глядят на них, свистят, гогочут, сквернословят, натуральное стадо. Но затем женщин стало появляться всё больше, студенты привыкли и перестали дерзить.
Надежда Суслова стала вольнослушательницей Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Кроме нее среди слушательниц было только две девушки. Разрешение на посещение лекций девушкам дали лично преподаватели академии. Кроме учебы девушка занималась научной работой, в 1862 году она опубликовала статью «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения» в «Медицинском вестнике». Для этой статьи Надежда проводила эксперименты на себе: прикладывала проводники от индукционного электрического прибора к своей руке и фиксировала ощущения.
Наставниками Надежды были легендарный русский физиолог, профессор Иван Сеченов и его не менее известный коллега врач-терапевт Сергей Боткин, работавший во время Крымской войны в Симферопольском госпитале под началом Николая Пирогова. Казалось бы, у нее были все шансы на успех, но тут внезапно случилось то, что мой дядя называет "чертячья канитель". В 1863 году женщинам было отказано в праве посещать лекции: 23 университета проголосовало против женского образования, за были только два — Харьковский и Киевский.
Несмотря на эти удручающие события Надежда Суслова не отказалась от своей мечты стать врачом. Её преподаватель, профессор Боткин посоветовал ей ехать за границу, и после некоторых колебаний девушка выехала в Швейцарию, где поступила в Университет Цюриха.
Но оказалось, что в Швейцарии ей тоже не особо рады.
«Началось с того, что мне здесь категорически отказали с такими словами: «Женщина-студентка — явление еще небывалое. Господа профессора медицинского факультета создали специальную комиссию, чтобы решить вопрос обо мне. Профессор Бромер не без ехидства сообщил мне ее решение: «Принять мадемуазель Суслову в число студентов потому только, что эта первая попытка женщины будет последней, явится исключением». Ох, как они ошибаются... За мною придут тысячи!» - написала сама Надежда в своем дневнике.
Швейцарские студенты восприняли новость о её появлении с негодованием. Целое стадо их появилось под окнами её квартиры, они орали, свистели, били стекла, часа четыре там они стояли, пока им не надоело там буянить. Со временем эти глупости прекратились, а Надежда стала настоящей звездой университета благодаря своему упорству и тяге к знаниям.
В 1867 году Надежда наконец решила сдать экзамен на звание доктора медицины. Ректор университета поначалу растерялся и долго изучал местные законы, но потом пришел к выводу, что в законах ничего не сказано о прямом запрете сдавать экзамен для женщин. На защиту ее диссертации «Доклад о физиологии лимфы», написанной под руководством Сеченова, съехались ученые из Германии, Франции и Италии. Надежда Суслова получила диплом доктора медицины и хирургии и акушерства. Помимо диплома ей вручили лавровый венок с лентами. На венке была надпись: «Первой в России женщине — доктору медицины». Эту надпись Суслова будет хранить у себя до самой смерти.
Во время учебы она познакомилась с местным студентом Фридрихом Эрисманом и в 1868 году вышла за него замуж. Они приехали в Россию, причем самому Эрисману оказалось гораздо легче легализоваться здесь, чем его супруге. Он сдал в Петербургской медико-хирургической академии экзамены, получил степень доктора медицины, а потом принял православие и взял себе имя Федор Федорович и работал себе спокойно. Сусловой пришлось пройти гораздо больше экзаменов и бумажной волокиты.
Впрочем, она добилась открытия в Санкт-Петербурге Женских фельдшерских курсов при Екатерининской больнице. В 1869 году Суслова вместе с Эрисманом переехала в родную Нижегородскую губернию. Надежда устроилась на работу в Нижегородский родильный дом, также она занималась и частной практикой. Тех пациентов, которые не могли заплатить за прием, она лечила бесплатно.
Её муж Эрисман занимался глазными болезнями. По сути дела, он стал основоположником гигиены в России и прославился тем, что разработал легендарную школьную парту особой конструкции, с наклонной поверхностью и прикрепленным стулом. По указу императора Александра II ее стали в обязательном порядке устанавливать во всех школах. Парта Эрисмана пережила революцию и использовалась в школах вплоть до распада СССР. В 1896 году за защиту студентов, арестованных во время студенческих волнений, был уволен из университета.
Сусловой пришлось развестись с мужем и она стала жить под полицейским надзором, так как считалась "политически неблагонадежной", все её письма на почте вскрывали и проверяли. Спустя несколько лет Суслова вышла замуж повторно — за Александра Голубева, профессора-гистолога и действительного члена Общества русских врачей в Санкт-Петербурге. Голубев был не только медиком, но и виноделом: он владел двумя винными лавками. В Крыму у Голубева были виноградники и дом в местечке, которое прозвали «Профессорский уголок» (там рядом жили несколько учёных). Надежда переехала к мужу в Крым, где стала бесплатно лечить крестьян, часто покупая им лекарства за свои деньги. По её инициативе в "Профессорском уголке" открылась бесплатная школа для детей.
Но затем началась Гражданская война. В 1918 году в Крым сначала отступает Белая армия, а затем на его территории начинаются бои между белыми и красными. Семья потеряла все свое состояние, а их дом разграбили. Надежда умерла в том же году от паралича сердца.
Удивительно, а почему я раньше о ней не слышал? Да, я нашел материалы в Интернете, но мне пришлось прикладывать усилия и их искать. В СМИ широко освещают жизнь только политиков, клоунов и бандитов, а про настоящих людей все забыли. Показали, например, Барановскую, которая говорит нашим женщинам: "Идите рожать в поле!". Нелюди и неучи заполонили информационное пространство и это плохо для страны в целом. Будущее России-матушки только в упорстве и в науке; а цивилизованный подход предполагает гуманность и обретение новых знаний.
Всем добра!
Спасибо большое Автору за статью!
Всем хорошего дня!