Начинался очередной тяжелый день. Оля встала, привела себя в порядок, позавтракала и собралась на работу. Перед уходом она привычно кинула взгляд на фотографию, стоявшую на почетном месте посреди стола.
Это было небольшое черно-белое изображение довольно скверного качества. На нем молодой человек лет 20, а то и младше, улыбался прямо в камеру. В руках он бережно держал сверток с младенцем. Рядом, оперевшись на его плечо, стояла симпатичная девушка. Она также выглядела довольной, но несколько усталой, видимо, еще не отошедшая окончательно от тяжелых родов. Аккуратная подпись в углу указывала: «19 июля 1940 года». Это было последнее сохранившееся совместное фото дедушки и бабушки Ольги и ее новорожденной матери.
Год спустя дед ушел на войну и так оттуда и не вернулся, формально пропав без вести. Несколько лет после известия об этом бабушка ждала, что он все же придет домой. Однако этого так и не случилось, и даже она вынуждена была признать, что ее любимый погиб.
Олина бабушка же умерла буквально несколько месяцев назад, и душевная рана от этой потери еще не успела затянуться. Вздохнув, девушка еще раз проверила, на месте ли ключи от машины, и вышла из дома.
На улице стоял суровый мороз, как и положено в январе. Ольгу этот факт мог только порадовать, ведь чем хуже погода, тем больше у нее работы. Люди предпочтут сесть в такси, даже если за рулем сидит молодая женщина, лишь бы не пешком в метель или под проливным дождем. Это сейчас все уже более или менее привыкли к тому, что и девушка может быть таксисткой, а раньше Ольга была, наверное, единственной на весь свой небольшой городок. Клиенты, знавшие ее, практически всегда оставались довольными. Однако многие относились с опаской.
Часто случалось и такое, что просто отказывались от поездки, увидев, кто сидит за рулем. Ольга лучше многих знала о том, что горожане полны предрассудков и не замечают статистики, даже если ткнуть им ею в глаза - что женщины намного реже попадают в аварии, чем мужчины.
Еще несколько лет назад, заканчивая школу, она не могла и представить себе, что будет зарабатывать на жизнь подобным образом. Однако найти в городе работу по специальности оказалось не так-то просто, а таксистка получает все же больше, чем какая-нибудь продавщица или уборщица в супермаркете. Да и график можно подобрать более свободный, что было важно для девушки, на плечах которой лежала забота о пожилой родственнице.
Конечно, стать таксисткой ей было непросто, но все же не зря отец потихоньку учил ее навыкам вождения чуть ли не с 10 лет. А уже с 15 давал ей садиться за руль - конечно же, за городом, на пустых проселочных дорогах, вдалеке от других транспортных средств, пешеходов и постов ГАИ.
Так что когда пришло время сдавать на права, она получила их без проблем. А после первого категоричного отказа убедила будущего работодателя проехаться с ней на машине всего один раз, просто чтобы оценить ее навыки. Уговаривать пришлось долго, но в конце концов он согласился, чтобы она подбросила его до дома, а сразу после он торжественно объявил, что берет ее на работу.
В этом был некоторый элемент везения, если, конечно, это можно так назвать. Тогда тоже была зима, и ехавший впереди водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Благодаря богатому опыту Ольге удалось избежать аварии.
***
Сегодняшний день мало чем отличался от всех прочих. Как и ожидалось, заказов было много. Люди ехали из ресторанов, с вокзалов, аэропортов. Типичная история для начала января. Кто-то продолжает отмечать Новый год и последующие праздники, кто-то возвращается, а кто-то только собирается уезжать.
Ольга прилежно выполняла свою работу. Важно было не только без проблем довезти клиента до дома, но и оставить у него хорошее впечатление о себе. Волей-неволей пришлось развить умение разбираться в людях. С кем-то нужно было много и активно говорить, кому-то просто поддакивать, кто-то хотел послушать музыку, а кто-то просто посидеть в тишине. С некоторыми обязательно соглашаться, с другими же, наоборот, бесконечно оспаривать каждое слово.
Существование последних не переставало удивлять Ольгу, и сейчас их мотивы оставались для нее загадкой, а постоянные споры претили ее миролюбивой натуре. Зато именно эти странные люди оставляли самые большие чаевые.
Бывали, конечно, и откровенно неприятные моменты. То домогаться начнут, то сбегут не заплатив, то салон попортят. Сейчас, в районе Нового года, встречалось большое количество нетрезвых и не слишком адекватных личностей. К вечеру Ольга, как правило, сильно уставала. И все же она видела в своей работе больше плюсов, чем минусов.
День выдался на редкость удачным. За исключением нескольких мелких инцидентов, все прошло спокойно, и выручка получилась весьма неплохая. Так что домой она возвращалась хоть и уставшая, но в приподнятом настроении.
Когда Ольга ждала своего зеленого цвета на одном из светофоров, к машине подошел пожилой мужчина и постучал в стекло. Сначала Ольга не хотела открывать. Рабочий день у нее закончился, а даже если бы и нет, заказы она брала только безопасно, через диспетчера, а не вот так, на улице. Конечно, большинство таксистов это правило нарушали, но для нее, помимо прочего, оно было еще и дополнительной гарантией безопасности. Не то чтобы очень надежной, но все же лучше, чем ничего.
Однако что-то в лице этого старика заставило ее приоткрыть окно и поинтересоваться, чего он хочет. Вместо ответа мужчина протянул девушке листок бумаги, на котором аккуратным почерком было выведено несколько предложений.
В записке человек сообщал, что он просит подвезти его до вокзала, если, конечно, ей будет это удобно, или хотя бы просто пустить в машину погреться, и сразу же указал, что заплатить ему, к сожалению, нечем. Без последнего уточнения можно было бы и обойтись. Его одежда была потрепана, волосы и борода явно давно не стрижены и не чесаны, но на удивление от него не исходило неприятных запахов, в том числе алкогольного. Да и вещи, хоть старые и изношенные, выглядели так, будто за ними старались ухаживать.
Ольге стало жалко его и даже как-то стыдно за то, что она сразу подумала о нем нехорошо. В конце концов, мог же вполне приличный человек попасть в тяжелую ситуацию, и теперь он нуждается в помощи, а не в осуждении тех, кому в жизни повезло чуть больше.
Она открыла переднюю дверь и впустила его в машину. В этот же момент сигнал светофора наконец-то сменился на зеленый.
– Спасибо, – написал он на новом листке бумаги, который достал откуда-то из кармана пальто, легкого, не зимнего, как смогла теперь рассмотреть Ольга. Ничего удивительного, что ее пассажир так дрожал.
– Не за что, – отозвалась она.
Остаток пути до вокзала они проделали в тишине. Остановив машину на площади перед входом в здание, Ольга поняла, что не может просто так отпустить этого человека.
– Вы собираетесь ночевать на вокзале?
Он кивнул, а потом пожал плечами.
– Вы из этого города? – Кивок. – И голодный ведь наверняка.
Этот вопрос он оставил без ответа. Ольга заметила, что при этом он отвернулся, опустил глаза и начал поспешно искать, как открыть дверь машины. Она сообразила, что ему стыдно и неудобно. Судя по всему, он догадался о ее дальнейших намерениях и не хотел напрягать девушку еще больше.
– Так не пойдет, – твердо заявила она пожилому человеку. – В праздник ночевать на вокзале? Сегодня ведь Рождество! Поедемте ко мне, дедушка, накормлю вас, да и место у меня найдется. Я недавно потеряла бабулю, ее комната свободна.
Он промычал что-то, покачал головой и продолжил старательно дергать заблокированную дверь машины.
– Не стесняйтесь, прошу вас. А взамен расскажете мне свою историю. Ну, то есть напишете. Наверняка у вас была очень интересная жизнь.
Ольга заметила, как он нехотя кивнул. Она завела автомобиль и поехала в обратную сторону. Через каких-то 20 минут они уже стояли на пороге ее квартиры. Первым делом она предложила мужчине принять горячую ванну и выстирать его вещи, на что он с радостью согласился.
Девушка выдала ему свой любимый халат, который был ей великоват на пару размеров, зато мягкий и теплый. Сама тем временем пошла на кухню, заварила чай, поставила в духовку мясо с картошкой. Когда еда уже почти приготовилась, она услышала, как открывается дверь ванной, затем тихие шаги по коридору. Ольга уже хотела окликнуть мужчину, чтобы он понял, куда именно надо идти, и в этот момент произошло что-то странное.
Ольга услышала глухой стук, раздавшийся из комнаты. Старик что-то мычал, и, судя по голосу, был в крайне неспокойном состоянии. Она выбежала к нему. Он стоял напротив стола, держа в руках дедову фотографию. Судя по всему, он что-то случайно уронил со стола, пока брал ее, но даже не заметил этого. Повернувшись к Ольге, он показал ей фотографию, отчаянно пытаясь что-то сказать. Казалось, от потрясения он забыл о том, что у него есть надежный способ связи с другими людьми.
Ольга взяла со стала ручку и блокнот, протянула ему. Не выпуская из рук фотографии, он написал на листке три слова. Разобрать их оказалось довольно проблематично. У мужчины так тряслись руки, что его аккуратный прежде почерк превратился в слабо различимые каракули. Тем не менее через пару минут Ольга смогла осознать смысл слов, которые она видела перед собой: «Это же я».
Ольга медленно подняла глаза на старика, затем посмотрела на фото, потом еще раз на него. Да, несомненно, он говорил правду. Тут же она поняла, почему поверила этому человеку, почему решила ему помочь.
Она несомненно почувствовала это сразу же, как он постучался в окно ее машины, только не могла осознать до этого момента.
– Дедушка... – прошептала она.
– Вы сказали, Валя умерла, – написал он уже более разборчиво, видимо, справившись с эмоциями.
– К сожалению, да, буквально несколько месяцев назад. Но мама, ваша дочь, получается - с ней все хорошо. Думаю, завтра мы сможем к ней сходить. Она недалеко живет, а у меня выходной.
Ольга заметила, что на глазах у старика выступили слезы.
– Пойдемте-ка, дедушка, кушать и пить чай. Потом ложимся спать, а утром вы мне расскажете, что же с вами приключилось.
Так они и поступили. С утра дедушка жестами показал Ольге, что ему потребуется тетрадь и ручка, а потом сел писать. Она же принялась звонить маме. Та никак не могла поверить в то, что рассказывает дочь, но в конце концов признала, что для розыгрыша это была бы слишком уж неудачная идея, и согласилась зайти к ним через пару часов.
Как раз к тому времени, как она появилась на пороге квартиры, старик закончил записывать свой рассказ. Увидев Олину маму, он снова заплакал.
– Как я счастлив видеть, какой ты выросла, – написал он. – И как жаль, что меня не было рядом столько лет.
Конечно, женщина не могла помнить отца, поскольку была слишком мала, когда он ушел на войну, но она неоднократно видела его фотографии, а потому признала его практически сразу. Вместе они попили чай, а после Ольга принялась вслух читать историю о злоключениях своего деда.
***
В том бою, после которого его сочли пропавшим без вести, он оказался серьезно ранен. Кроме того, практически погребен под телами как своих товарищей, так и врагов. Именно это, вероятно, и сохранило ему жизнь. Его просто не заметили те, кто мог бы добить. В том сражении, как он узнал позже, наши были вынуждены совершить тактическое отступление. Так что только каким-то чудом он не попал в руки чужаков.
Несколько дней он просто лежал, притворяясь мертвым каждый раз, когда слышал чьи-то шаги и царапающие слух звуки иностранной речи. Умудрился незаметно перевязать свои раны и потихоньку переползать на очень короткие расстояния, чтобы уйти в лес. Там прибился к партизанскому отряду. Они смогли оказать ему помощь, и только благодаря этому он выжил, но лишился способности говорить, стал немым. Практически до конца войны он оставался с этими ребятами, всеми силами мешая вражеским отрядам.
А уже ближе к победе их поймали свои. То ли по какому-то недоразумению, то ли действительно был в их команде кто-то нечистый на руку, но так или иначе, разбираться особо не стали, в тюремный лагерь отправили всех. Спустя 10 лет он вышел, не имея ни вещей, ни документов.
Единственное, что он четко помнил – свой старый адрес. Но когда он смог добраться до дома, выяснилось, что там живут уже совсем другие люди. И как ни старался, он не смог найти никаких сведений о своей семье, даже выяснить, остался ли хоть кто-то в живых.
Поисков своих он не прекращал, но все было тщетно. Так и жил, пока не грянули 90-е. Предприятие, на котором он работал, развалилось. А мошенники отняли у него квартиру.
С тех пор пытался как-то выживать, перебивался случайными заработками. На постоянную работу его никто брать не хотел, возраст все-таки. Да к тому же немота. Ночевал тоже где придется. Когда была возможность, переезжал в новый город, надеясь, что хоть где-нибудь сможет закрепиться. Примерно так и жил до того момента, как постучался в машину, как выяснилось, собственной внучки.
Вот собственно и вся история - такими словами он закончил свое повествование. Сдержать слез не смогли ни Ольга, ни ее мама. Им было жалко старика, обидно, что ему пришлось столько пережить, а никого из них не было рядом с ним. Самое печальное, что бабушка всего лишь чуть-чуть не дождалась того момента, когда ее любимый наконец-то вернулся с войны.
Конечно, им понадобилось какое-то время, чтобы привыкнуть друг другу и новому положению вещей. Дедушка остался жить у Ольги. Каждый вечер они сидели за чашкой чая и вели неспешные беседы. Она голосом, он при помощи записок. Часто к ним присоединялась и мама.
Дедушка был не очень доволен тем, что ему приходилось, по его собственному выражению, сидеть на шее у других. Он был из тех людей, которые привыкли всего в жизни добиваться своим трудом. О том, что он никого не напрягает, да и вообще уже не в том возрасте, чтобы работать, он и слушать не желал.
В конце концов Ольга сдалась и уговорила своего начальника взять деда в компанию ремонтировать и обслуживать машины на неполный день. Дедушка думал было возмутиться, но тут уже его внучка оказалась непреклонна, перенапрягаться она ему не позволит. На том и договорились.
Конец.
👍Ставьте лайк и подписывайтесь ✅ на канал с увлекательными историями.