Найти тему
Захар Прилепин

СОЦРЕАЛИСТЫ, КРИТИКОВАВШИЕ УСТОИ

Или вот ещё интересная тема, которую никогда никто на моей памяти не освещал.

Это - критика советскими правоверными художниками отношения советской власти и советского общества к церкви.

Во-первых, конечно, стоит вспомнить ряд прямо-таки издевательских работ советского художника Ивана Владимирова 1919-1922 гг., когда он (как своеобразный Зощенко в живописи) натурально издевался над отношением советской власти к священнослужителям.

-2
-3

Не менее любопытна и другая тема, развитая в работах самых маститых и ярких советских художников: «туристическое» отношение к Церкви.

С 60-х годов, как мы помним, в СССР начался официальный поворот к церкви - как минимум, в культурологическом смысле: начали вкладываться сотни миллионов рублей в восстановление и реставрацию храмов, появились десятки работ, исследовавших историю иконописи и храмового строительства.

Одновременно началось туристическое паломничество по святым местам.

На которое виднейшие советские мастера смотрели, мягко говоря, с грустью.

 Евсей Моисеенко. «Туристы». 1972
Евсей Моисеенко. «Туристы». 1972
 Виктор Попков. «В соборе». 1974
Виктор Попков. «В соборе». 1974
 Татьяна Назаренко. «Музей». 1988. Фрагмент.
Татьяна Назаренко. «Музей». 1988. Фрагмент.

Наверняка, никто из искусствоведов этой темой не занимался и её даже не поднимал. Но это же любопытно, не правда ли - когда три советских знаменитых художника последовательно пишут один и тот же сюжет, выговаривая обществу за слишком поверхностный интерес к православию!

И это выставляется! Это публикуется огромными тиражами.

Ну и в финале нашей выставки ещё одна работа.

Юрий Павлов. «Поездка в Загорск». 1980
Юрий Павлов. «Поездка в Загорск». 1980

По сути, тут о том же самом. Приехали посмотреть «красоты». Однако от Бога далеки необычайно.

…сейчас придёт скептик и скажет: это всё «вопреки советской власти» писалось, или ещё какую-нибудь ерунду.

Я же всего лишь повторяю, что трудный разговор о вере в контексте советского искусства не прекращался никогда.

Более того: он шел совершенно легально, вслух, во всеуслышание.