Автор - Александр Иваненко
По документам архивов Внутренних войск НКВД Украинского округа и Службы Безпеки ОУН . Все события, подразделения и фамилии подлинные.
Поскольку Дзен уже удалял эту публикацию, без всякого объяснения, то данная статья восстановлена снова.
«В этой тяжелой и изнуряющей борьбе я не мог взять в советчики опыт ни прежней пограничной службы, ни боевых действий под Ленинградом. В академии меня тоже не учили воевать с бандитами. Поэтому все приходилось постигать на ходу, заново», — это слова будущего командира дивизии имени Дзержинского генерал-майора Андрея Козлова из мемуаров «Тревожная служба».
В 1947 году Андрей Козлов был направлен на Западную Украину в должности заместителя начальника штаба 62 дивизии внутренних войск. Его нельзя было назвать желторотым юнцом или тыловой крысой — В Великую Отечественную он — начальник заставы в Карелии, затем участник боев там же, лично водил пограничников в атаку и возглавлял разведгруппы. С 1942 года по 1944 - в составе 103- го погранотряда рядом с Ладожским озером, вблизи «Дороги жизни», где он боролся с агентурой абвера. Затем учеба в Академии Фрунзе. Что же заставило его написать такие слова?
На Западной Украине Внутренние войска столкнулись с совершенно неизвестным для себя явлением — мощной террористической структурой, имеющей единое командование, свою спецслужбу с массовой агентурной сетью как в городах, так и в деревнях, эффективным пропагандистским аппаратом. Такого противника у бойцов и командиров ВВ еще не было. У старших из них имелся опыт борьбы с басмачеством, антоновщиной и махновщиной, у части молодых — с северокавказским бандитизмом, но все эти явления не дотягивали по своему размаху до УПА.
Те же басмачи или участники банд в Чечне или Дагестане не имели возможности выдать себя за русских красноармейцев (советских партизан) . Это же в целом касается и прибалтийских «лесных братьев». Ни те, ни другие не имели единого центра управления. Махно или Антонов в борьбе с Советской властью не обладали развитым городским подпольем, выходом на заграничное снабжение и тыловые базы за рубежом. Никаких устойчивых движений они создать не сумели и потерпели быстрый крах. УПА же обладала куда более серьезными возможностями.
«Оперативная сводка за период с 20 по 31 марта 1944 года Управления Внутренних войск НКВД Украинского округа город Киев. По данным полученных от органов НКГБ, оперативной группы НКВД, «СМЕРШ» 2 -го Белорусского фронта и от разведывательно - поисковых групп в районах Ровенской области отмечаются появления новых бандгрупп..... Бандгруппа численностью 550 человек оперирует в районе Порене (неразборчиво - авт). на вооружении винтовки, автоматическое оружие, минометы и две мелкокалиберные пушки....
В районе РАДОМЫШЛЬ банда численностью 450 - 500 человек, вооруженных винтовками, автоматами и пулеметами ДШК, оперирует в лесах и прилегающих населенных пунктах указанного района... На подходе в этот же район прибывает очередная группа до 100 человек бандеровцев...
.В селах НОВОСТАВЦЕ, СЕРГЕЕВКА оперирует банда УПА* в количестве 500 - 600 человек, которая производит переформирование своих отрядов и готовится произвести налет на наши подразделения...»
В общевойсковом бою для советских подразделений, эти формирования численностью максимум до батальона, не имеющие авиации и танков, не представляли серьезной проблемы. Так рассуждали командиры, имеющие опыт борьбы с западными регулярными армиями. Однако упивцы вовсе не собирались играть по их правилам. Их стратегической задачей была не военная победа, а ведение масштабной террористической войны. Действия советских партизан в конечном итоге определялись необходимостью поддержки Красной Армии в виде диверсий на коммуникациях и ведения разведки —— Целью акций УПА, как и других террористических организаций, было психологическое воздействие в различных формах — от восхищения сторонников до ужаса у противников. Теперь подтвердим наши тезисы примерами:
«Сведения о бандпроявлениях в ПОЛЕСЬЕ и ВОЛЫНИ по данным соединений войск Округа на 30.04.44. 1. 4 ЖОЛКИНЕ - Бандой захвачены два военнослужащих 2 - го гвардейского кавкорпуса и повешены в лесу.... 11.4. КОХАНУВКА - Исчезла группа военнослужащих 239 осб 23 сбр, численностью 4 человека, заготавливавшая продукты. 13.4 ОДЕРАНУВКА - 4 красноармейца 234 зсп КА, остановившиеся на ночлег, были обезоружены бандитами и уведены в лес.
14.4 БАШКОВЦЕ - В центре села произведено нападение на автомашину КА, приехавшую за продуктами. Автомашина сожжена, два военнослужащих убито, двое уведены в лес. 15.4 ЖОЛОБКИ - Обстреляна и рассеяна колонна раненых красноармейцев, численностью 250 человек. В селе на домах написаны антисоветские лозунги. 15.4 хутор Шимковские - РПГ 23 сбр обнаружила в колодце 12 трупов военнослужащих (всех извлечь не удалось) 17.4 БЫСКОВЦЕ - убиты 3 красноармейца 40- го танкового корпуса. Экипаж танка, прибывшего на розыски трупов, предъявил ультиматум о выдаче трупов бойцов и обстрелял деревню, после этого трупы были найдены закопанными под одним из жилых домов.»
Это далеко не все действия подобного рода. С военной точки зрения они не наносили Красной Армии значимых потерь, но зато давали мощнейший психологический эффект. Пасть в бою - это одно, но быть утопленным в колодце за сотни км от фронта в деревне, где тебя так приветливо встречали - это совсем другое. Советские военнослужащие, доверчиво относившиеся к местным крестьянам, становились кандидатами в покойники. Вместо первоначального отношения к западным украинцам, как к освобожденным своим, красноармейцы и офицеры начинали чувствовать к ним враждебность и недоверие к официальной пропаганде. Ведь было очевидно, что подобные акции невозможны без поддержки значительной части населения.
С другой стороны восприятие бандеровцев как маргинальных бандитов часто вело к пренебрежению противником. Что немедленно приводило к фатальным последствиям. Печально заканчивались самоволки бойцов. Так, 22 мая 1944 года три кавалериста 18-го кавполка НКВД (два рядовых и ефрейтор) сели на лошадей, взяли с собой винтовки и еще одну запасную лошадь, поехали менять ее на водку в село Подлески Ровенской области. Подлески были местным центром ОУН, там уже были убийства военнослужащих, и любители бездумно пьянствовать пропали навсегда вместе со всем имуществом. Так исчезали и другие бойцы, кто не понимал, что прежние нарушения устава и расслабленность здесь ведут к гибели.
Из отчета Службы Безпеки ОУН-УПА* «Cтаниславщина вересень 1945 р. Протокол. Дня 2 вересня 1945 г. (2 сентября - авт) в с.Зелена видбулося народне гуляння, з нагоди проголошення перемоги над Японией....Переизджали на це свято комсомольци, бильшевицки вислужники та пограничники. Чотирьох стрильцив боивки СБ зробили засидку (засаду - авт.) на дорози. Наши вдарили кулеметним вогнем по фиpи (телеге - авт.) пограничникив, в момент коли ци спивали «Уходили комсомольцы на гражданскую войну». Короткий бий пройшов з повним успихом. Бильшовики втратили 6 вбитими на мисци, двох важко ранени, яки в коротком часу померли. Один згинув видбигши килькасот м. вид мисця бою. Врятувався (спасся - авт.) тильки один. По нашей сторони втрат не було.»
А вот другой случай, который произошел во время войсковой операции 10 октября 1944 года. Подразделения 20-й и 24-й бригады ВВ взяли в кольцо банду УПА* главаря «Вьюна». После этого упивцев стали гнать с севера на юг, где их уже поджидали заслоны. Положение для боевиков было безвыходным. Но тут местные пособники нашли ему в кольце слабое звено.
«Приказ № 0437 внутренним войскам НКВД Украинского округа... Мл. лейтенант Горбунов с составом своего заслона остановился в хуторе Мошкув с намерением позавтракать.... не выставил охранения и был настигнут внезапно...Банда... застигнув группу Горбунова с трех сторон окружила его. Во время обстрела мл. лейтенант Горбунов проявил трусость, бросил на произвол судьбы группу пулеметчиков и приказал группе отходить, уйдя при этом первый. Пользуясь внезапностью банда... в коротком бою убила 10 человек, в том числе мл. лейтенанта Горбунова... Бандитам удалось захватить станковый и ручной пулеметы, которые тут же в бою, подоспевшими на помощь подразделениями были отбиты обратно...»
И ведь такая беспечность была присуща не только младшим командирам.
5 июля 1944 г. у села Тельче Волынской области переодетые в красноармейскую форму боевики УПА* напали на замкомандира 262 отд. батальона 64 бригады КА, ехавшего на подводе. Накинув мешок на голову зам. командира батальона банда увела его в лес. Понимание того, что советская гимнастерка и русская речь, здесь на Западной Украине отнюдь не означает признаков своего — это понимание до многих доходило слишком поздно.
Так происходил жестокий естественный отбор. Слишком доверчивые и беспечные пополняли собой сухую статистику потерь. На их место приходили другие — не верящие обманчивой лесной тишине, сладким речам замполитов и газетам, ждущие схватки в любую секунду и удара ножа в спину.
Приходили волкодавы...
РP/SS/ По продолжению циклов про украинских националистов. Написание таких статей весьма затратно по времени и усилиям, т.к. требуется прорабатывать большое количество документов на русском и украинском языке. Поэтому ссылка на пост с вариантами донатных статей вот тут. Реквизиты для донатов: 2202 2011 4078 5110.
Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik