Найти в Дзене
Иван Жилин

Роджер Желязны, "Джек из тени"

С Желязны у меня как-то непросто. Если в малой форме я периодически натыкался на что-то значительное и производящее впечатление, ну начиная с той же "Розы для Экклезиаста", "Ключей к декабрю" или прямолинейной до примитивности, но яркой "Дороги проклятий", то в крупной... Пара опытов, что я имел по сию пору, не приводили ни к чему - ни к хорошему, ни к плохому. Прочитал - забыл. Вот, боюсь, что и с "Джеком из тени" произойдёт то же самое. Право, я не знаю, что автор хотел тут сказать. Идея сопряжения двух миров, один из которых магический, а второй - технологический, и притом они как-то сосуществуют на одной планете, так вот, это интересная идея. Я, право, не знаю, первым ли это придумал Желязны, но на данный момент это один из стандартных ходов, фантастических тропов. Обычно, впрочем, парные миры разносят как-то подальше, чем на восточный и западный полюса одной планеты, да и вообще идея западного полюса довольно спорная, но тут у меня в целом нет возражений. Нет возражений и против ф

С Желязны у меня как-то непросто. Если в малой форме я периодически натыкался на что-то значительное и производящее впечатление, ну начиная с той же "Розы для Экклезиаста", "Ключей к декабрю" или прямолинейной до примитивности, но яркой "Дороги проклятий", то в крупной... Пара опытов, что я имел по сию пору, не приводили ни к чему - ни к хорошему, ни к плохому. Прочитал - забыл.

Вот, боюсь, что и с "Джеком из тени" произойдёт то же самое. Право, я не знаю, что автор хотел тут сказать. Идея сопряжения двух миров, один из которых магический, а второй - технологический, и притом они как-то сосуществуют на одной планете, так вот, это интересная идея. Я, право, не знаю, первым ли это придумал Желязны, но на данный момент это один из стандартных ходов, фантастических тропов. Обычно, впрочем, парные миры разносят как-то подальше, чем на восточный и западный полюса одной планеты, да и вообще идея западного полюса довольно спорная, но тут у меня в целом нет возражений.

Нет возражений и против фигуры главного героя, исключительных способностей вора, и окружающих его в его волшебном мире персонажей, чем-то странно напоминающих "богов" из Cultist SImulator и, судя по всему, Book of Hours (в неё ещё не играл). Это всё возвышенно и атмосферно. И магия, которой пропитан мир Джека, тоже не вызывает у меня отторжения.

Но история, которую при этом рассказывает Желязны, совершенно неинтересна. Она не заставляет сопереживать ни Джеку, ни тем, кого он побеждает, ни миру, который в итоге он прогибает под изменчивого себя. Это, по сути, сказка, вплоть до того, что местами чудятся интонации то ли из Андерсена, то ли из Александра Грина. Сказка, в которой ложь конвертируется в намёк и урок по какому-то грабительскому курсу.

Вы знаете, это, наверное, будет самая короткая рецензия из тех, что я публиковал в этом бложике. Потому что она отрицательная, но при этом я не могу внятно сформулировать, что же обласканный премиями Роджер Желязны сделал не так и не смог потрафить моему условно взыскательному вкусу. Притом ещё более взыскательному вкусу многих и многих читателей он явно потрафил совершенно успешно - на том же фантлабе у него прекрасный рейтинг, и среди романов автора он на достаточно почетном месте. Да и на Хьюго за 1972 книгу номинировали, она тогда проиграла Фармеру.

В общем, не могу описать. Возможно, я ожидал какой-то более традиционной фэнтези, и слишком удивился, наткнувшись на сказку. На отрывке, в котором Джек попадает в технологический мир я было воспрял, но он, отрывок, слишком быстро закончился. А потом и вся книга завершилась - к её несомненным достоинствам следует отнести лаконичность, и, наверное, это правильно. Сказка не должна быть слишком длинной. Она должна быть компактной и хорошо написанной - тут у меня к автору нет претензий. Это именно сказочный стиль, выспренный и немного через край, но здесь вполне уместный.

А в остальном - это был любопытный опыт, но, увы, совершенно не мой. Но если вы, в отличие от меня, разглядели в этом тексте что-то, что вас зацепило, буду рад, если вы скажете об этом. А напоследок вот вам песенка любимого мною Фиша, которая, вообще говоря, только названием как-то навевает на мысли о Джеке из Тени, но тем не менее с ним у меня ассоциируется.

P.S. Пока текст отлёживался и ждал публикации, он навеял ещё следующие мысли. Во-первых, даже по меркам семидесятых это очень маленький роман, практически повесть. И если бы он был ещё меньше, был - лучше всего - большим рассказом, такой развёрнутой миниатюрой, это стало бы идеальным решением. К малой форме другие требования, и для сказки она идеальна, и для зарисовки, для наброска странного мира со странными героями тоже лучше всего подходит.

Во-вторых, на случай, если кто-то всё же не согласен с тем, что это сказка, обращаю внимание на то, что автор даже не пытался решить какие-то задачи, традиционные для более "взрослого" литературного произведения. Ну например, он не пытается проникнуть в психологию персонажей, технически бессмертных, точнее, способных к воскрешению в своеобразных условиях - очевидно, что его герои ведут себя не совсем, как люди, но это, скорее, следствие общей сказочности. Кстати, вот часть, в которой Джек выбирается из этих своеобразных условий - наверное, лучшая в книге, с хорошим драйвом написанная.

В-третьих - просто любопытные наблюдения за оценками на фантлабе, как иллюстрацией vox populi. Это четвёртый по числу отзывов (то есть развёрнутых рецензий) роман Желязны после "Девяти принцев Амбера", "Князя света" и "Ночи в одиноком октябре". По количеству оценок он, как и по рейтингу, просто в верхней части "турнирной таблицы", но при этом рождает непропорционально большое желание что-то сказать. И вот тут я снова в потере - что тут скажешь, кроме того, что это оказалось "не моим"? Впрочем, самый популярный отзыв как раз в этом жанре решён, так что я по крайней мере не одинок.