«Неужели я могу нарисовать что-нибудь более жестокое, мрачное и страшное, чем реальность?», — Фрэнсис Бэкон. Рассказываем, как один из самых дорогих художников XX столетия вдохновлялся мясом, распятиями и тушами в последней статье цикла «Страх и ужас в искусстве».
Фрэнсис Бэкон родился в Ирландии 28 октября 1909 года. Позднее в интервью Дэвиду Сильвестру Бэкон говорил, что у него мало счастливых воспоминаний о травматически болезненном детстве. Его отец, Эдвард Мортимер Бэкон, бывший армейский капитан, был тираном, садистом и пуританином, его знали и боялись за дикие вспышки ярости. Из-за своей астмы юный Фрэнсис считался болезненным и слабым. В биографии «Фрэнсис Бэкон: Анатомия загадки» Майкл Пеппиат пишет о том, что в детском возрасте Бэкона по приказу отца регулярно били конюхи. Таким способом он пытался сделать мужчину из своего ребенка.
Фрэнсис Бэкон не имел художественного образования. Как впоследствии отмечал он сам в интервью Дэвиду Сильвестру, его родители были в ужасе от мысли о том, что он мог захотеть быть художником.
Художник, который рисует распятия
Тема распятия занимала Фрэнсиса Бэкона на протяжении всей его жизни: он создал по меньшей мере восемь крупных картин с распятиями, охватывающих пять десятилетий, включая работу, с которой его карьера начала стремительно развиваться, — «Три этюда фигур у основания распятия».
На картине мы видим три корчащиеся, антропоморфные фигуры с безликими, едва ли человеческими лицами, искаженными болью на фоне оранжевых, красных и черных цветов. У чудовищ Бэкона нет глаз, а только зияющие, беззвучно кричащие рты.
Боль и страдания этих криков связаны с ужасами XX века, в частности со Второй мировой войной и Холокостом. Бэкон написал это изображение в 1944 году, когда начали просачиваться слухи о нацистских лагерях смерти. Триптих Бэкона отразил новый пессимистический мир.
Он не мог найти более подходящей темы, чем распятие, чтобы охватить все нюансы человеческих чувств и поведения, пережитых людьми в первой половине XX века. Триптих Фрэнсиса Бэкона, как и другие произведения искусства художника, лишен религиозного. Распятие на его полотнах — символ и напоминание о величайшей жестокости человечества, которое отражено в истории искусства.
Новая телесность
Важной отличительной чертой живописи Бэкона является особое отношение к телесности. Человеческие фигуры на полотнах художника искалечены и часто представлены бесформенными массами. Фрэнсис Бэкон в интервью Дэвиду Сильвестру говорил о вдохновении, которое получал от прогулок по мясным лавкам:
Посещая один из больших магазинов, где надо проходить по огромным залам смерти, видишь мясо, рыбу и птицу и еще много чего — и все мертвое. И, конечно, художнику следует помнить, как красив цвет мяса.
Разделанные туши животных неоднократно появлялись на картинах художника, вступая в диалог с традицией фламандских натюрмортов XVI–XVII веков. Освежеванные животные указывают на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Обыкновенно это сюжеты о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души.
Интерпретацию плоти у Бэкона предлагает Жиль Делез в книге «Фрэнсис Бэкон: логика ощущений»: «Несомненно, мясо — самый высший объект жалости для Бэкона, его единственный объект жалости. <...> страдающий человек оказывается мясом. Мясо — общая зона человека и животного и зона неразличимости, их событие — это состояние, когда художник отождествляет себя с объектами своего ужаса и своего сострадания».
Ужасы войны и положение человека XX века, потерянного, оставленного в жестоком мире — реальность, зафиксированная на полотнах Фрэнсиса Бэкона.
Страхи и их изображения в современном искусстве можно увидеть на выставке «Чего ты боишься?» в ЦСИ Винзавод до 4 августа.
Билеты по ссылке.