Найти в Дзене
Новый Театр

Письма Петра Ильича Чайковского.

Рубрика «ЧУЖИЕ ПИСЬМА» Личная переписка Чайковского приоткрывает не только тайны жизни композитора, но и самым непосредственным образом передает дух времени. За каждым письмом стоит реальный день из жизни гения, его эмоции, отношения к близким. В Новом Театре идет спектакль Александра Легчакова «Детский альбом Чайковского». Спектакль для семейного просмотра, рассчитанный на восприятие детей самого младшего образа. Но вот ведь загадка: музыкальные образы, созданные Чайковским, «цепляют» и взрослых. Не случайно этот цикл, адресованный маленьким музыкантам, исполняют великие пианисты. Например, Михаил Плетнев, который предложил свое прочтение этого цикла, изменив порядок номеров и тем самом переосмыслив драматургию «Альбома». Послушать интерпретацию выдающегося русского пианиста можно, перейдя по ссылке. «Детский альбом» написан в 1878 году. Это время знаменуется созданием оперы «Евгений Онегин», шедевром, который в наши дни (согласно статистике) является самой популярной в мире русской о

Рубрика «ЧУЖИЕ ПИСЬМА»

Личная переписка Чайковского приоткрывает не только тайны жизни композитора, но и самым непосредственным образом передает дух времени. За каждым письмом стоит реальный день из жизни гения, его эмоции, отношения к близким.

В Новом Театре идет спектакль Александра Легчакова «Детский альбом Чайковского». Спектакль для семейного просмотра, рассчитанный на восприятие детей самого младшего образа. Но вот ведь загадка: музыкальные образы, созданные Чайковским, «цепляют» и взрослых. Не случайно этот цикл, адресованный маленьким музыкантам, исполняют великие пианисты. Например, Михаил Плетнев, который предложил свое прочтение этого цикла, изменив порядок номеров и тем самом переосмыслив драматургию «Альбома». Послушать интерпретацию выдающегося русского пианиста можно, перейдя по ссылке.

«Детский альбом» написан в 1878 году. Это время знаменуется созданием оперы «Евгений Онегин», шедевром, который в наши дни (согласно статистике) является самой популярной в мире русской оперой, а также входит в десятку мировых оперных хитов, наиболее часто ставящихся на сценах оперных театров мира. Но композитор находит в это же самое время стимул для написания детского фортепианного цикла. На титульном листе первого издания, выпущенного П.И. Юргенсоном, есть посвящение – Володе Давыдову. Это племянник Петра Ильича, тот самый Боб, который занял в жизни композитора особое место. Именно ему Петр Ильич завещал впоследствии права на свои произведения.

Но известно также, что посвящение Володе появилось уже после создания пьес, вошедших в Альбом. А сам процесс был вдохновлен Колей Конради, приемным сыном Модеста, брата Петра Ильича. Петр Ильич называл его ласково Модя.

П.И. Чайковский, М.И. Чайковский, Коля Конради, Алина Конради
П.И. Чайковский, М.И. Чайковский, Коля Конради, Алина Конради

Коля Конради был сыном друзей Чайковских – агронома Германа Конради и его жены Алины. Коля был глухонемым от рождения. В 1876 году родители наняли Модеста Чайковского в качестве репетитора для 8-летнего сына.  Модест работал с учеником, используя систему "звуковая речь", разработанную Дж. Гугентоблером для облегчения общения с глухонемыми детьми. Под руководством Модеста Ильича Николай научился говорить, писать и читать на трех языках и получил высшее образование. После смерти Германа Конради Модесту была предоставлена опека над Николаем.

Петр Ильич был привязан к мальчику, находился с ним в переписке. Вот одно из писем Чайковского к Николаю. Оно отправлено из Давоса, где Чайковский чувствовал себя не слишком комфортно – высота в полтора км над уровнем моря оказалась для его организма непривычной. В путешествии по Швейцарии Чайковский находился с Иосифом Котеком – молодым скрипачом и композитором. Менее, чем через два месяца после этого письма 29-летний Котек умрет от туберкулеза.

Иосиф Котек и П.И. Чайковский
Иосиф Котек и П.И. Чайковский

Карантин, о котором упоминает в письме Чайковский, связан с эпидемией холеры во Франции 1884 года. Болезнь, которая настигла Петра Ильича в Петербурге в 1993 году.

Перенесемся же на 140 лет назад…

Давос
14 ноября 1884

Милый, дорогой мой Николаша!

Вот уж трое суток, что я здесь живу и до сих пор не могу прийти в себя от чувства изумления, от необыкновенности и странности этой местности. Мы находимся на высоте пяти тысяч футов от поверхности моря; ехать сюда нужно более восьми часов по мрачным горным ущельям; по временам голова кружится в виду пропасти, около которой едешь, и вдруг въезжаешь в целый городок, состоящий из гостиниц и магазинов, освещённых газом. Мороз как в России в январе; огромное множество людей, одержимых чахоткой, снуёт по всем направлениям, катается на санках или на коньках, поднимается на вершины гор и, по-видимому, наслаждается жизнью. Утром и вечером порядочный оркестр исполняет целые концерты то на воздухе, то в зале; есть театр, в коем я был и остался доволен, а вчера в зале главной огромной гостиницы какой-то г. Радецкий читал публичную лекцию об историческом развитии музыки. (Скажи это Моде). Говорят, что люди совсем здоровые нехорошо себя здесь чувствуют. Сначала я этому не поверил, но теперь верю, ибо вчера целый день был нездоров и страдал такой ужасной мигренью с тошнотой и рвотой, какой у меня давно не было. Вообще чувствую себя не по себе и с болезненным нетерпением ожидаю минуты выезда, которая наступит не ранее будущего воскресенья (18 ноября). Что касается Котека, то хотя он на вид здоров, — но чем больше я наблюдаю за ним, тем более убеждаюсь, что положение его очень серьёзно и что вряд ли он в одну зиму может поправиться.

Я ещё не решил, куда отсюда поеду; хотел на несколько дней в Париж съездить, — но боюсь, что меня при возвращении подвергнут карантину, и потому не могу ни на что решиться. Во всяком случае скоро возвращусь в Россию. А покамест целую тебя, голубчик! Обними за меня Модю.

Твой П. Чайковский

Котек тебе очень кланяется.