Найти в Дзене
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

"Узник или приспособленец", или О Шостаковиче

Посмотрела интервью режиссера Алексея Учителя на канале Ксении Собчак. В интервью речь зашла о Шостаковиче. "Узник или приспособленец - та загадка, которую никто пока не может разгадать". Учитель собирается снять фильм о жизни гениального композитора. И так меня эта формулировка неприятно резанула. Ну почему у нас так любят навешивать ярлыки или выпытывать позицию. Выпытывать позицию с подвохом, там где человек итак всё сказал и показал. Тот же Шостакович «Ленинградской симфонией» показал единение с Родиной. Да, потом был январь 1948 года, где товарищ Жданов, тот самый, который, наверняка, слушал симфонию в блокадном Ленинграде, вспомнил о критике работ Шостаковича в статье «Сумбур вместо музыки». Статья та вышла в январе 1936 года и вот спустя 12 лет сумбур был найден в новой работе «Леди Макбет Мценского уезда» Автору «Леди Макбет Мценского уезда» пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям»... А все это грубо, п

Посмотрела интервью режиссера Алексея Учителя на канале Ксении Собчак. В интервью речь зашла о Шостаковиче.

"Узник или приспособленец - та загадка, которую никто пока не может разгадать".

Учитель собирается снять фильм о жизни гениального композитора. И так меня эта формулировка неприятно резанула. Ну почему у нас так любят навешивать ярлыки или выпытывать позицию. Выпытывать позицию с подвохом, там где человек итак всё сказал и показал.

Дмитрий Шостакович в 1942 году
Дмитрий Шостакович в 1942 году

Тот же Шостакович «Ленинградской симфонией» показал единение с Родиной. Да, потом был январь 1948 года, где товарищ Жданов, тот самый, который, наверняка, слушал симфонию в блокадном Ленинграде, вспомнил о критике работ Шостаковича в статье «Сумбур вместо музыки». Статья та вышла в январе 1936 года и вот спустя 12 лет сумбур был найден в новой работе «Леди Макбет Мценского уезда»

Автору «Леди Макбет Мценского уезда» пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям»...
А все это грубо, примитивно, вульгарно... Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. А «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме...

А уже осенью 1948 года Шостаковича лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Из Ленинградской консерватории Шостакович был уволен с формулировкой "за низкий профессиональный уровень". С того момента его произведения перестали исполнять. Потом была поездка на знаменитую Всемирную конференцию в защиту мира. Есть интересная история связанная с подготовкой к поездке. Изначально Дмитрий Дмитриевич отказался ехать. Тогда ему лично позвонил Сталин, чтобы узнать о причинах отказа.

Д.Д. ответил, что в Америку не поедет потому, что уже больше года его музыка (и музыка других композиторов) под запретом. Что он будет отвечать в Америке, когда его об этом спросят? Сталин удивился: "Как это не играют? Мы такого распоряжения не давали. Придется товарищей из Главреперткома поправить". В результате появилось следующее распоряжение от 16 марта: «1. Признать незаконным приказ N. 17 Главреперткома Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР от 14 февраля 1948 г. о запрещении исполнения и снятии с репертуара ряда произведений советских композиторов и отменить его. 2. Объявить выговор Главреперткому за издание незаконного приказа». И подпись: «Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин».

Как раз на этой конференции Шостаковичу задавали разные провокационные вопросы. И тогда Шостакович шикарно ответил:

Каждый из таких наглецов хочет, чтоб я "смело" ответил на его дурацкие вопросы. И они очень обижаются, эти господа, когда слышат не то, что им хотелось бы. А почему я должен им отвечать? Кто они такие? Почему я должен ставить под удар свою жизнь? И это - для удовлетворения праздного любопытства человека, которому на меня наплевать? Он вчера обо мне ничего не слышал, а завтра забудет мое имя. Какое право он имеет на мою откровенность? На мое доверие? Я ничего о нем не знаю. И я ведь не пристаю к нему с вопросами, правда? Хотя он-то мог бы ответить на любой мой вопрос без всякого риска для своей персоны. Все это возмутительно и оскорбительно. Самое главное - такие оскорбления стали делом обыденным. И никто не задумывается, как все это нелепо. Обо мне судят на основе того, что я сказал или не сказал мистеру Смиту или Джонсу. Разве это не нелепость? Газетные статьи должны служить оценке их авторов. Пускай по ним судят о мистере Смите и Джонсе. А у меня есть музыка.

Из-за этого ответа и идут споры про "узника или приспособленца". Почти 50 лет прошло со дня смерти Шостаковича, а его всё хотят в какой-то лагерь записать. Мне кажется, это от того, что людям не понять, что можно просто любить Родину, даже тогда, когда правительство отправляет тебя в опалу. Можно хотеть просто заниматься любимым делом. А когда любимое дело - это творчество, то нужно где-то брать вдохновение. Я думаю, что Шостакович вполне мог эмигрировать, если бы захотел, но он остался. Сила его музыки неразрывно связана с Россией. И мне кажется, он это прекрасно понимал. Он ни узник, ни приспособленец. Он творец, который хотел заниматься любимым делом.

В этом интервью Собчак попросила описать Шостаковича одним словом. Алексей Учитель сказал: "Сумбур". Большинство знакомых Собчак "Унижение". Для меня это "Память", а для вас?