Найти тему

Эми-Йога. "Человек - микрокосм". Часть 3. Сознание человека зародилось в эгрегориальной среде животного мира и от неё зависит

Человек эгрегориален в том смысле, что эгрегоры для него - это естественный способ общения и взаимодействия с сородичами, общее с ними поле, среда обитания человеческого сознания.

Эгрегоры для человека - это его ближний Космос. Прежде, чем говорить об их отражении в человеке и энергообмене с ними (об этом в следующей статье), прикоснёмся к природе эгрегоров и их связи с разумом человека.

Эгрегориальное поле в целом - это вся совокупность человеческих значений, всех тематик, как в информационном, так и в энергетических аспектах. Отдельные эгрегоры - это энергоинформационные (ЭИ) кластеры коллективного сознания и коллективного бессознательного объединённые общей темой. Эгрегоры представляют собой метафизические структуры, в которых на уровне человека и человечества реализуется космический принцип: "подобное притягивает подобное".

Существуют эгрегоры мировых религий, политических и философских убеждений, стран, научных школ, спортивных клубов, корпораций, коммерческих брендов, социальных норм и привычек, моды, разбушевавшейся толпы, войн, революций и т.д.

В этой статье мы остановимся на происхождении человеческого сознания из животного мира, на связи человеческой эгрегориальной среды со звериным планом. Поговорим также о том, как проявляет себя эта связь в современных условиях.

Когда-то человеческого сознания и, соответственно, человека не было. Потом случился переход или даже целый ряд переходов в новое качество: из "сознания" животного - прапредка человека родилось, появилось человеческое сознание.

Академическая наука уверена, что сознание есть только у человека, обрекая себя на тупик в понимании происхождения человеческого сознания.

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Человек, к примеру, учится извлекать квадратные корни или работать с логарифмами. Зачем? Чтобы получить аттестат, диплом, чтобы поступить на работу, чтобы зарабатывать, чтобы было что поесть и размножиться. Мотивационная цепочка у человека более сложная, но в её конце: опять же биологические потребности.

Кроме того, для ряда животных, например, для дельфинов и кошек характерна игровая деятельность даже во взрослом возрасте. Непосредственная биологическая мотивация при этом отсутствует.

Так что "биологический" аргумент утверждения об отсутствии сознания у животных не принимается.

2. Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

Считается, что животные используют только первую сигнальную систему (крики о помощи, предупреждения об опасности...), а человек - вторую сигнальную систему (словесная речь, язык).

Однако, не исключена "вторая сигнальная система" у дельфинов. Возможно, она носит только ориентационный характер, типа "справа - опасность", "слева - еда". Не исключена передача и более точных сведений: "на 11 часов - большая акула", "на 4 часа - несколько сельдей". И даже: "меня зовут Ваня, я из стаи Пети", "встретимся утром у южного атолла"... Является ли это еще 1-й СС или это уже 2-я СС? Или это особая, промежуточная сигнальная система? Аналогичны ли по информативности системы общения социальных насекомых (пчел, муравьёв)? (цитирование по Гаршину и.К.)

Язык шимпанзе представляет синтез эмоциональной жестикуляции, звуков и даже человеческого языка жестов. Все это активно используется обезьянами для общения. Жесты часто имеют определенную последовательность, которая является отражением структуры предложения языка человека.

Дельфины, представляясь своим собратьям, издают определенный набор свистящих звуков, с помощью которых они сообщают свой пол, возраст, состояние здоровья и даже то, находятся ли они в брачном периоде. Это их имя-подпись. И когда дельфины скучают по своим друзьям, они зовут их по имени – копируют имя-подпись.

У дельфинов обмен сигналами проходит намного быстрее и при этом всегда только "по делу". Они, как и люди, собираются на огромные подводные конференции. В определенное время года в определенном месте океана группируется огромное количество дельфинов – иногда более десяти тысяч. "Вот они сходятся в одном районе и находятся там в течение нескольких суток. Причем когда пытались записывать, что там происходит, в ультразвуковом диапазоне идет страшный гвалт, они все разговаривают. Потом внезапно все замолкают и говорит один дельфин, все слушают, десятки тысяч. Затем этот замолкает, говорит следующий дельфин, потом еще, еще, еще. Потом снова общая дискуссия. Потом снова один. И так на протяжении нескольких суток" (капитан первого ранга в запасе, писатель-маринист Владимир Шигин).

Горбатые киты не только слушают и поют свои знаменитые песни и передают призывы к спариванию, но также обмениваются усвоенной методикой питания, что позволяет им приспосабливаться к меняющимся экологическим условиям.

Таким образом, и у дельфинов, и у горбатых китов имеет место семантика построения предложений.

У общественных насекомых есть язык телодвижений. Еще в середине 20 века Нобелевский лауреат Карл фон Фриш доказал, что, когда пчела-разведчица, найдя какое-то продуктивное место, возвращается и описывает восьмерки, она сообщает пчелам, куда лететь за пищей.

.
.

Из 10000 видов муравьев язык есть лишь у немногих, в том числе - у рыжих муравьев. Они заселили всю лесную зону, живут огромными семьями, путешествуют по кронам деревьев, ищут пищу в радиусе сотен метров, поэтому им нужна очень сложная система передачи информации. Впрочем, умеют "говорить" только муравьи-разведчики (10%), а остальные только все понимают, но сказать ничего не могут.

В отличие от пчел, которые могут лететь к цели по прямой, муравью нужно ползти по разным предметам (например, веткам) в различных направлениях. Поэтому и язык их более сложный.

Таким образом, мы видим, что некоторые виды животных используют элементы второй сигнальной системы.

Обратим внимание на то, что первую и вторую сигнальную системы передачи сообщений можно интерпретировать как этапы ЭИ развития. Напомню, ЭИ развитие в освоении любой темы проходит четыре этапа: предученик, Ученик, Мастер и Творец.

Первой сигнальной системе соответствует фаза Ученик. При этом имеет место непосредственная связь связь по типу стимул - реакция. Второй сигнальной системе, предполагающей использование языка с построением сложных сообщений - фаза Мастер. Для этой фазы характерна поисковая деятельность, более сложные алгоритмы при движении к цели - в пределах установленных правил.

Говоря о первой и второй сигнальных системах, как этапах развития, мы имеем в виду развитие не индивида, а эгрегориального поля вида. Уровню Творца будет соответствовать создание новых слов, символов, или даже новых языков, например, эсперанто, или языков программирования.

Доступен ли животным переход на фазу Творца? Ответить на этот вопрос не всегда просто даже по отношению к человеку, поскольку Творец создаёт новое, но готовы ли окружающие его понять и оценить?

Известно, что хотя некоторые животные используют орудия труда (камень, палку), но не создают их.

Однако, известен следующий пример. В конце 1940-х годов в Англии синички научились вскрывать закрытые фольгой бутылки с молоком, которые развозил молочник, и пить из них сливки. У синичек появился новый навык, его нужно было изобрести, сотворить, проявить качество Творца.

Сначала делать подобным образом не умела делать ни одна птица. Со временем научились все. В передаче и закреплении новых навыков участвовало эгрегориальное поле этих птиц. Можно найти и другие примеры творчества новых навыков у животных.

Считается, что животным не доступно абстрактное мышление. Однако, узнавание себя в зеркале - это проявление абстрактного мышления.

Кроме человека (ребёнок узнаёт себя в зеркале примерно с 18 месяцев) в зеркале узнают себя следующие животные: человекообразные обезьяны, дельфины, касатки, слоны, сороки, некоторые морские скаты (гигантские морские дьяволы), свиньи и даже муравьи.

Для исследования этой темы был разработан специальный зеркальный тест. Когда животное спит, на его тело наносится метка краской без запаха. Эта метка располагается так, что может быть видна животному только в зеркале. Ведётся наблюдение за действиями животного, когда оно видит в зеркале своё отражение. В некоторых случаях поведение животного свидетельствует о понимании, что метка, видимая в зеркале, расположена на его собственном теле.

Животным свойственна способность считать. Учёные встречали её у пчёл, львов, муравьёв, пауков, лягушек, ворон, обезьян и т.д. Более того, почти все виды животных могут определять число объектов или звуков, если они возникают в последовательности или в наборе.

В журнале Science опубликовали статью о том, что медоносные пчелы не только разбираются в количестве объектов, но и способны оперировать с такой абстракцией в числовом ряду как, ноль.

Особенным умом среди млекопитающих блистают слоны, дельфины и приматы. Но лучше всех умеют считать макаки-резусы. Они не просто считают объекты и сравнивают их, но и знают азы арифметики.

При этом подобно тому, как максимальные интеллектуальные возможности отдельных представителей животных определяются средними возможностями вида, так и у человека: возможности каждого индивида определены общим уровнем развития эгрегориального поля.

В целом мы должны сделать вывод, что хотя сознание человека превосходит сознание животных и качественно, и количественно закономерности развития сознания, психики и животных, и человека подобны. И те, и другие предполагают уже упомянутые ранее четыре фазы развития.

Главный вывод: сознание человека - это результат развития сознания представителей животного мира. Оно имеет в своей основе биологические потребности, звериный план.

Кстати, когда говорят о стайном или стадном инстинкте у человека, то это тоже проявление звериного плана в эгрегориальной среде.

Передача любых коммуникативных сообщений, новой информации, нового опыта вида - всё это происходит в эгрегориальной среде вида. Каждый вид, включая человека, развивается на основе своего общего эгрегориального поля. И сознание человека как вида, и сознание каждого индивида, предопределено его погружением в эгрегориальное поле, зависит от уровня его развития.

Более того, человек может стать человеком только, если он с детства погружён в эгрегориальное человеческое поле. Это подтверждают случаи маугли, или воспитания человеческих детей среди животных.

Шаги по развитию общего поля начинаются с творческих успехов отдельных индивидов. Если появившиеся новации оказываются полезными - они получают поддержку других представителей вида и закрепляются в общем эгрегориальном поле вида.

Эгрегориальное поле несёт в себе не только информационную, но и энергетическую составляющую.

Общение людей порождает энергетические взаимодействия. При этом регулярно возникают ситуации столкновения, противостояния интересов. Наиболее ярко это проявляется в зверином плане, но в целом затрагивает все планы: и семейно-родовой, и социальный, и духовный.

Противоречия порождают взаимное энергетическое давление сторон, или даже энергетические нападения. Это порождает необходимость энергетической защиты. Представитель социальной группы при прочих равных условиях всегда чувствует себя более уверенно, более защищённым, чем одиночка. Такую защиту человеку предоставляет эгрегориальное поле этой группы.

Общие подобные интересы в итоге порождают тенденцию образования групповых эгрегориальных полей. Так на уровне человеческих взаимодействий проявляет себя принцип "подобное притягивает подобное".

В больших социальных группах существующих длительное время, например, в странах, или даже группах меньшего размера, например, в спортивных клубах, формируются эгрегориальные структуры, которые приобретают свойства относительной независимости от конкретных людей.

Этот феномен, кстати, является одним из проявлений свойства фрактальности Мироздания. Смена отдельных людей в эгрегориальном сообществе не является критичной по отношению к стабильности устойчивости свойств этого эгрегора, его ощущения себя в мире. Общественное сознание России, например, не изменится от того, что какие-то люди рождаются или умирают; от того, что один руководитель страны заменяется со временем другим.

Аналогична замена биологических клеток в организме человека никак не влияет на ощущение самости человека. Он осознаёт себя всё тем же человеком.

Эгрегориальные сообщества можно рассматривать как некоторые мегаличности, субъекты, у которых есть общественное или коллективное сознание и коллективное бессознательное, и которые вступают между собой во взаимодействия, в том числе в конкурирующие отношения.

Ситуация на планете в целом такова, что уже практически не осталось ничего ничьего. Все планетарные ресурсы каким-то образом поделены. При этом народонаселение продолжает расти. Вместе с ним растёт и суммарное потребление. Всё это приводит к обострению межэгрегориальной борьбы за эти ресурсы.

При этом неизбежно происходит активация звериного плана эгрегоров и их эгоистичной природы. Подобно тому как человек может пожертвовать отдельными клетками или даже органами своего организма, эгрегоры могут жертвовать интересами, или даже жизнями отдельных людей.

Эгрегоры, установив однажды связь с человеком, "требуют" в дальнейшем от него верности. В случае предательства по отношению к эгрегору человек, зависимый от них, начинает терять энергию в его пользу вследствие активации осознаваемого или неосознаваемого чувства вины. Кто-то даже из-за этого назовёт эгрегор ЭИ паразитом.

Как в этих условиях относиться к эгрегорам, например, к эгрегору России?

Нужно ли их считать паразитами, как с ними взаимодействовать? Об этом мы поговорим в следующей статье. Сейчас же приведу небольшой метафорический пример.

Рыбы гибнут от живущих в воде хищников, а также распространяющихся в воде ядохимикатов. Казалось бы можно сделать вывод о том, что источник всех проблем рыб - это водная среда. Однако, без неё рыбы жить не смогут. Суть проблем другая.

Так и человек, живя в эгрегориальной среде, имеет ряд проблем, которые возможны только в ней. Однако, без эгрегориальной среды люди, как рыбы без воды, ни существовать, ни развиваться не могут.

Продолжение следует. Мы продолжим поговорим об эгрегорах с точки зрения темы "человек - микрокосм", на очереди более подробное рассмотрение вопросов энергообмена, а также тема конкуренции ЭИ лидеров.

Предыдущие статьи серии:

PS. Не забывайте ставить лайки 👍. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".