Автор переживает не самые простые времена, поэтому сегодня статья-размышление из черновиков. Все рубрики будут продолжены в ближайшее время.
Ни для кого не секрет, что профессии (специальности) "преподаватель вуза", как таковой, не существует. В преподавание приходят люди из разных профессиональных областей, которые регулярно проходят конкурсный отбор на замещение должности.
Тем не менее, несмотря на то, что высшее педагогическое образование не является обязательным для преподавателя вуза (обязательна только переподговка), среди преподавателей немало учителей, иногда даже с опытом работы в школе. Почему они делают такой выбор, и что приводит их в сферу высшего образования?
Попробую порассуждать об этом как человек, прошедший этот пусть.
Сначала о том, что общего между учителем и преподавателем.
Во-первых, как ни банально, но это работа с людьми "во всей ее красе". Если в каких-то сферах ее еще можно формализовать или свести к минимуму, то в педагогической деятельности человек - главная фигура. Без наших учеников или студентов нет нас и нашей работы.
Во-вторых, это работа, требующая максимальной вовлеченности и постоянного саморазвития. В этой работе нет рутинного и постоянного. Меняются люди, меняется отрасль, меняются стандарты, появляются новые образовательные тренды. Ни учителем, ни преподавателем нельзя работать просто ради зарплаты. Этим надо жить.
В-третьих, и, наверное, в-главных, результат работы часто отдален во времени. На глазах растут дома, производятся товары, ремонтируются дороги. Есть то, что видно невооруженным взглядом. Можно сказать: "Наша фирма выпустила 200 автомобилей". Их можно потрогать, посчитать, проверить их качество. А в чем измеряется знание и умение? Или, как мы сейчас говорим, компетенция?
Если архитектор спроектировал хороший дом, он об этом узнает, как только дом будет построен. И он будет чувствовать удовлетворение. Я часто думаю, когда же можно считать выполненной нашу работу? И как ее оценить?
Вот когда мои школьные учителя должны были понять, что они справились? Когда я выпустилась из школы с одними пятерками? Когда получила красный диплом колледжа? Когда поступила в вуз? Когда закончила его с красным дипломом? Когда с красным же дипломом окончила магистратуру? Или аспирантуру? Каждый этап жизни приносил свои успехи и доказывал ценность полученного образования. Но каждый этап вскрывал и недочеты в подготовке. Образовательный путь каждого человека полон побед и поражений. Мы можем внести свой вклад, но только жизнь покажет, был ли он важнен и ценен.
И это справедливо как для школьных учителей, так и для преподавателей вузов. Выпускник может прийти в профессию и сразу уйти. Или наоборот, вернуться к полученной профессии спустя долгие годы. Он может быть успешен, но остановиться в развитии, или наоборот, расти медленно, но верно.
Итак, любая педагогическая работа требует полной отдачи, любви к своему делу и ответственности за результат, который отдален во времени и не всегда измерим
Но есть и то, что отличает работу преподавателя от работы учителя.
Самое важное для меня отличие - гибкость системы. В школе, где я работала, всё было очень жестко регламентировано. Нельзя было выбрать свой УМК (потому что уже закуплены учебники). Нельзя было поменять соотношение часов на разные темы. Нельзя было задавать задания по дополнительным материалам (точнее, можно, но перед проверкой нужно было убирать такие задания из электронного журнала на все годы). Все мероприятия, выезды с учениками, открытые уроки должны были быть согласованы, в том числе, по времени. И выделить могли, скажем, 15 минут на конкурс перевода, на который нужно 1.5 часа.
В вузе у нас есть набор компетенций. Есть дисциплина, призванная его формировать. На этом все формальности заканчиваются. Я могу выбрать любой учебник, рекомендованный экспертной комиссией для студентов соответствующего уровня. Библиотека закупит его сама. А если нет - можно воспользоваться электронной версией. Я могу выпустить свое собственное пособие и также пройти экспертную комиссию.
Я могу даже предложить свою дисциплину в рамках модуля. При условии, что она формирует нужные компетенции, она будет внедрена в учебный процесс. И это не просто гипотетическая возможность. Мы уже предложили и успешно ведем четыре новые дисциплины по выбору, от и до разработанные нашей кафедрой.
Внеаудиторная работа также полностью в нашей ответственности. Да, нужно запускать приказ, но он лишь подтверждает законность мероприятия. Содержание, время, место проведения и другие детали контролируем только мы сами.
В вузе нет ежегодных промежуточных аттестаций по каждому предмету, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Есть экзамены и зачеты, содержание и форма проведения которых, опять же, полностью разрабатываются нами самостоятельно исходя из формируемых компетенций.
Наверное, можно сказать, что в вузе мне стало легче дышать. Больше творчества, меньше регламентированности и формализованности. И это здорово.
Еще могу отметить возможности для роста. В школе есть повышения квалификации, но решение о направлении туда принимает администрация. В вузе мы можем сами заявиться на любую программу и пройти курсы при своем университете абсолютно бесплатно. То же касается научных конференций. Да, нам практически никогда не оплачивается дорога, но разрешения на командировки по линии науки мы получаем почти всегда.
К плюсам работы в вузе относится и разнообразие преподаваемых дисциплин. В школе один учитель может преподавать один, два, реже три предмета. В вузе их гораздо больше. В прошлом году, очень загруженном для меня, я вела одновременно 9 дисциплин, а групп у меня было то ли 12, то ли все 14. Это интересно, это, опять же, саморазвитие, это не дает уйти в рутину и обыденность. И очень развивает мозг. Когда первой парой ты ведешь иностранный язык, потом цифровые технологии для лингвистов, потом какой-нибудь научно-практический семинар, а на "закуску" - общеуниверситетскую дисциплину по эффективной коммуникации для условных строителей, скучать просто некогда.
И наконец, нельзя не упомянуть отсутствие повышенной ответственности по сравнению с работой, связанной с детьми. Безусловно, за качество своего труда отвечает каждый, как и за жизнь и здоровье обучающихся. Но всё же, студенты, в большинстве своем, люди совершеннолетние и даже иногда сознательные. А потому они вряд ли получат травмы от врезания в стены на переменах, они не станут гулять по крышам или кидаться в друг друга учебниками. И, что таить, работать гораздо спокойнее когда не приходится следить, чтобы кто-нибудь не заехал кому-нибудь в глаз, или не съел мел, или не перевернул себе на голову горшок с цветком.
А вы бы предпочли школу или вуз? Почему?
Поделитесь в комментариях!